Мирное поначалу собрание междуреченцев на площади «Весенней» переросло в настоящее противостояние с властью и милицией.Собраться на площади жители Междуреченска намеревались еще накануне. Но когда пришли к ДК шахты «Распадская», то увидели, что местная администрация устроила там конкурс детского рисунка.
Не совсем понятна реакция некоторых собравшихся. Они посчитали, что таким образом администрация города пытается “вытеснить их с площади”, “заткнуть рот”, и вообще – “это провокация”.
Чем помешали кому-то ребятишки, рисующие мелками солнце на асфальте? Пространство площади довольно обширное, места предостаточно разместиться и взрослым, и детям. Понятно, что власть совершенно сознательно привела детишек на площадь. Но о какой провокации тут может идти речь? Скорее, местные чиновники надеялись таким образом не дать эмоциям горожан вылиться в неконтролируемое ими самими русло. Впрочем, это лишь мое частное мнение.
Тем более что те, кто пришел с твердым намерением повозмущаться, отступать от него не собирались. Мнение ведь твердое! А при детях делать это “в полную силу”, наверное, как-то неловко. Кроме того, среди собравшихся было немало людей подвыпивших.
Часам к шести вечера эмоции толпы начали раскаляться не на шутку, и детей с площади увели, от греха подальше.
По чести, надо сказать, для возмущения шахтеров есть серьезные основания, но здравые и справедливые претензии отдельных людей к руководству угольной компании и власти, тонули в общем гвалте, каждый желал непременно сказать, выкрикнуть о своем – о наболевшем.
В конце концов, разум все же возобладал над эмоциями. Для разговора с администрацией города, наконец, была образована группа из нескольких человек, которую и пустили в здание администрации города.
Мэр к народу так и не вышел. Возможно, зря. Возможно, если бы мэр отважился на разговор с людьми, удалось бы избежать последующих событий в городе.
По словам допущенных к нему людей, Сергей Щербаков отказался выходить на площадь, сославшись на то, что среди собравшихся много пьяных, к тому же, он, по его словам, привык вести разговор по существу, а с пьяными ему разговаривать не о чем.
На претензии шахтеров по размеру их заработной платы, обращенные к нему, Щербаков ответил – это не моя компетенция – “по вопросам зарплаты шахтеров обращайтесь к собственнику шахты” И это, наверное, справедливо.
А вопросы социальной сферы, касающиеся непосредственно мэра и возглавляемой им администрации, Щербаков предложил перенести на следующий день – когда приедет губернатор.
Толпа на площади таким “общением” власти с народом не удовлетворилась и попыталась прорваться в здание администрации. Милиции еле-еле удалось сдержать натиск людей.
К этому времени на “Весенней” собралось уже порядка нескольких тысяч горожан.
Кто-то в толпе вспомнил лихие и бесшабашные 90-е. Этой искры было достаточно, чтобы люди двинулись перекрывать железную дорогу. Правда, сидеть на рельсах отправились всего около пары сотен междуреченцев – самых возбужденных и подвыпивших. Но последних было совсем немного.
Я не пошел, собственно, как и большинство междуреченцев, – пишет блогер Sanek.
Да, власть больна. Власть, не способная создать государство для людей – для того, чтобы они жили в нем, а не умирали в борьбе за жизнь – за копейки, которые им платят за опасный и нелегкий труд, серьезно больна.
Но не мене больно и общество – больно неумением говорить с этой властью, четко и твердо предъявлять власти справедливые требования и упорно их отстаивать. И вот такие спорадические всплески эмоций, по-моему, отнюдь не свидетельство выздоровления, как власти, так и общества, скорее наоборот – подтверждение усугубления этой болезни.
Удалось пообщаться и с “рельсовыми сидельцами”, и с милиционерами, которых отправили на их усмирение.
Не ручаюсь за точность полученной информации, поэтому изложу вкратце то, что получилось узнать с чужих слов:
По некоторым сведениям, около двухсот междуреченцев перекрыли ж/д пути, идущие в направлении Красноярска. Говорят, около половины из этих людей – женщины и дети. Туда, вроде бы ночью приезжал мэр Междуреченска Щербаков. Но предметного разговора у городского головы с людьми опять не получилось, сплошные эмоции и никакой конкретики. Впрочем, вот тут видео этого разговора, судите сами.
В общем, мэр позже уехал, а люди на рельсах остались.
Другая группа горожан, где присутствовала и подвыпившая молодежь, перекрыли железнодорожные пути со стороны Новокузнецка.
В Междуреченске к тому времени был сосредоточен не только местный гарнизон милиции, но и ОМОН из Новокузнецка. Кроме того, ночью на усиление Междуреченских милицейских сил отправили еще 200 новокузнечан, собранных по тревоге уже не из силовых, а из различных других подразделений УВД Новокузнецка. Командовало этими силами, говорят, находившееся тут же кемеровское милицейское начальство.
Разгонять при помощи ОМОН ту часть междуреченцев, перекрывших ж\д, где были женщины и дети, кемеровские силовики не стали. А вот штурм “рельсовых сидельцев” на путях со стороны Новокузнецка, где по сведениям милицейских в основном была подвыпившая молодежь, состоялся. Есть задержанные милицией, имеются пострадавшие в свалке и с той, и с другой стороны.
К приезду туда губернатора, на усиление гарнизона милиции Междуреченска отправятся еще 50 новокузнечан и прибудет около 1000 милиционеров из Кемерово и с севера области.
Так же сегодня планируется провести трехстороннюю встречу с участием горожан-активистов Междуреченска, губернатора и представителей собственников шахты “Распадская“.