Петербург нужно сохранять так же, как пирамиду Хеопса. Нигде в мире нет больше такого города. Сохранять именно как целое – каждый дом из 16 тысяч исторических должен быть под охраной! Так же, как под охраной находится каждый блок в пирамиде Хеопса. Нельзя говорить: этот блок нам не нравится, он прохудился, мы сейчас вместо него магазинчик воткнем, а у пирамиды паркинг построим, чтобы туристам было удобнее.
Нельзя так относиться к памятникам мировой культуры, коим является Санкт-Петербург именно как архитектурное целое.
Я не доверяю современной эпохе, я не доверяю современному чиновничеству, современным бизнесменам. Приезжают люди с совершенно другим культурным кодом и начинают делать так, как кажется им красиво. Ну посмотрите на Крестовский остров, что построили для этих людей – по их соцзаказу. Это концлагерь для богатых. Там нет ничего ни из области красоты, ни даже из области комфорта. По крайней мере, мне так кажется.
Рядовая застройка – это и есть Петербург. Это и есть красота. Та красота, которую мы сегодня можем потерять. И остаться без того капитала, который пока у нас еще есть. Кому-то кажется: в город идут инвестиции, благодаря им старое разрушается, строится новое – это супер! Нет, не супер! Это все равно, что печку топить дубовым паркетом. А потом говорить: ой, у меня линолеум вместо паркета. Ну, так ты идиот! Ты сам спалил свой паркет.
Точно так же с Петербургом хотят поступить девелоперы и идущие у них на поводу топ-менеджеры политические, административные. У городской общественности должно хватить энергии и здравого смысла воспрепятствовать этой тенденции и остановить принятие поправок к 820-му закону (о том, как хотят изменить закон, – см. тут).
Даниил Коцюбинский