На прошлой неделе представители общественного движения «Наследие» обнаружили на свалке предметы, которые, как они считают, являются произведениями скульптора Михаила Аникушина (1917 – 1997) – гипсовыми оригиналами памятника Ленину, установленному в Саратове, и надгробия композитору Василию Соловьеву-Седому, находящемуся на Волковском кладбище.
Эти произведения по идее должны находиться в Мемориальной мастерской скульптора Михаила Аникушина в Вяземском переулке, 8, где начинается капитальный ремонт.
В 2004 году правительство Петербурга решило превратить в государственный музей отдельно стоящее и специально построенное здание мастерской Аникушина. Этот шаг выглядел простым и естественным: автор памятника Пушкину – считающегося лучшим монументом советского времени в Петербурге – достоин подобного отношения.
Но гладко оказалось только на бумаге. Недвижимость стала музеем (на оформление бумаг ушло почти три года), а все произведения скульптора остались в собственности наследников Аникушина. В 2007 году при невыясненных обстоятельствах из мастерской исчезло более 400 произведений (в частности, вся бронза). Их местонахождение неизвестно. Недавно наследники обратились в Росохранкультуру с просьбой включить эти 400 произведений в каталог утраченных ценностей.
По закону музей не имеет права хранить на своей территории коллекции, которые никак юридически не оформлены. Более того, бюджетное законодательство запрещает тратить казенные деньги на частную собственность, как-то оплачивать охрану, упаковку и перемещение произведений находящихся в мастерской.
Неопределенная ситуация могла бы тянуться и дальше. В прошлом году музей приобрел у наследников несколько произведений, хотя никто не рассчитывает, что государство осилит покупку всего собрания работ Аникушина из его мастерской.
Между тем зданию мастерской, построенному в 1969 году, необходим срочный капитальный ремонт. Работы рассчитаны на три года. Музей городской скульптуры не имеет никакого права обязать людей, которые будут заниматься ремонтом, нести материальную ответственность за не принадлежащие музею ценности.
29 апреля директор Музея городской скульптуры Владимир Тимофеев обратился с письмом к наследникам скульптора с просьбой либо до 30 мая подарить все произведения государству, либо в те же сроки вывезти их из здания.
По словам представителя “Наследия” Владимира Чудинова, такая позиция не устраивает наследников. Они хотят сначала обсудить и одобрить концепцию будущего музея, а потом принимать решение, дарить ли ему работы скульптора. Сегодня их не устраивает многое, начиная от логотипа музея-мастерской и заканчивая проводившимися в ней акциями современных художников, никак не связанных с деятельностью Михаила Аникушина. Эта же деятельность беспокоит и петербургских художников – членов СХ СПб, которые подписали открытое письмо с предложением публичного обсуждения концепции будущего музея с обязательным участием наследников Аникушина.
Надежда Ефремова, заместитель директора Музея городской скульптуры по научной работе, убеждена, что главной задачей музея является привлечение зрителя XXI века, приученнного к современным технологиям. На их разработку применительно к данному музею нужны время и деньги. Но только постоянный поток зрителей, считает она, обеспечит сохранение памяти о скульпторе Аникушине.
Антон ГУБАНКОВ, председатель Комитета по культуре:
– Напомню, что 6 лет назад мастерская Михаила Аникушина по просьбе вдовы мастера Марии Литовченко стала филиалом Музея городской скульптуры. Мастерская была передана музею в аварийном состоянии, и Комитет по культуре принял решение о начале капитального ремонта помещения. Уже разработана проектно-сметная документация, проводятся первоочередные работы. Общая стоимость ремонта – свыше 49 млн рублей.
Мы хотим скрупулезно воссоздать особый, петербургский дух этой знаменитой мастерской. К тому же важно, чтобы здесь был не просто мемориальный музей, а живая структура – место для реализации интересных арт-проектов на основе петербургских художественных традиций. До начала ремонта в мастерской удалось провести несколько ярких мероприятий. Никаких “шоу авангардистов” там не было.
Сотрудники МГС разработали концепцию развития Мемориальной мастерской скульптора М. К. Аникушина. В феврале у нас в комитете была встреча с Ниной Михайловной Аникушиной, мы договорились о том, что представим эту концепцию на суд художественной общественности и родственников скульптора. Такую презентацию планируем провести в конце июня. На нее мы обязательно пригласим обеих дочерей Аникушина – Нину Михайловну и Веру Михайловну.
Сейчас в мастерской ведутся инженерные работы, так что никто к реализации концепции пока не приступал. Об утрате экспонатов нам не сообщали, мы обязательно проверим эти сведения – скорее всего, информация ошибочная. Наоборот, мы думаем о пополнении коллекции: в дополнение к имеющимся в музее произведениям в 2009-м комитет купил для города ряд работ Михаила Аникушина – 9 эскизов к проекту памятника Чехову.