В Музее истории религии открылась выставка «Лениниана. Миф и образ», приуроченная к 100-летию со дня вождя мирового пролетариата, из музеев и частных коллекций Петербурга. Связь между религией и ленинианой – самая прямая, второе является частным случаем первого.
.
Павел Тугаринов, куратор выставки научный сотрудник ГМИР:
«В основе выставочного проекта лежат идеи философа Алексея Лосева и филолога Владимира Проппа о мифах как важнейшей категории человеческой жизни и пути героя, как важнейшей части мифологии. Мы сравнили биографию Ленина и путь мифологического героя. Они полностью совпали.
Механику ленинского мифа запускает казнь Александра Ульянова, затем герой проходит путь испытаний (главное – революция 1917 года), за ним следуют смерть и новая жизнь после смерти.
Наделяя именем Ленина ледокол, люди следовали абсолютно архаическому мировосприятию имени. Нарекая им корабль на него переносились свойства характера человека. Лосев говорил, что миф тотален, если мы выйдем за его рамки, то оказываемся в другом мифе».
.
Выбор «Города 812»
Агитационная кастрюля «10 лет Октября». 1927.
Конечно, не высокохудожественный агитфарфор, но искренне.
.
Салфетка «Вена. Людям Земли». 1995.
В то время ходили разговоры, что пора вынести мумию Ленина с Красной площади, да и мавзолею надо найти другое место. Обращение всего этого не делать тогда в венском музее МАК подписали Харальд Зееман, самый известный куратор выставок современного искусства, единственный дважды (причем подряд) куратор Венецианской биеннале, Фрэнк Герри, архитектор, основатель деконструктивизма, Борис Гройс, философ и культуролог, а также многие другие. Все они не замечены в симпатиях к коммунистической идеологии.
.
Эвенкийская сказка «Теперь в тайге светло». Записана в 1931 году.
Текст так хорош, что нет смысла пересказывать его своими словами.
Б.В.