В Эрмитаже впервые показывают картину «Вавилонская башня», созданную между 1606 и 1620 годами Тобиасом Верхахтом при участии Яна Брейгеля Старшего, Хендрика де Клерка и Абеля Гриммера. Это редкий образец коллективного труда у фламандских художников эпохи барокко.
Известна фламандская традиция, когда в одной картине, один автор изображал людей, а другой – пейзаж. Но чтобы работа шла квартетом – случай уникальный.
Картина относится к «перемещенному» искусству.
«Вавилонская башня» поступила в Эрмитаж в 1946 году как произведение неизвестного фламандского художника. Ее состояние оценивалось как удовлетворительное, но были видны следы пребывания картины в сыром помещении. Она написана на панели из шести дубовых досок, расположенных горизонтально.
Только в 2017 году в Германии были найдены документы о бытовании «Вавилонской башни». В 1690 году она была приобретена для Фридриха Вильгельма, курфюста Бранденбургского, который не дожил до момента ее доставки в свое маркграфство. Картина перемещалась из одного дворца в другой, в 1944 года она находилась в Королевском замке в Берлине, после начала бомбежек союзников «Вавилонскую башню» перевезли в монастырь XII века Ленин в 20 км от Берлина. В 1945 году монастырь оказался в советской зоне, и вскоре картина стала «перемещенным» искусством.
Документы свидетельствуют, что картину рисовали четыре художника. Основное изображение – башню и пейзаж создавал Тобиас Верхахт; персонажей в левом углу — Ян Брейгель Старший (Бархатный); мелкий стаффаж вокруг башни — Абель Гриммер, а кисти Хендрика де Клерка принадлежат фигуры в правой части композиции.
Ян Брейгель Старший и Хендрик де Клерк работали при дворе эрцгерцога Альбрехта VII Австрийского, начиная с 1606 года. Вероятно, именно он и был заказчиком «Вавилонской башни».
Доска – сложный материал для масляной живописи, но немецкая традиция хранения старых картин не предполагала перенос живописи на холст. В XVIII веке была проведено укрепление другого типа. На родные доски укрепили дублировочную панель, а поверх нее установили деревянную решетку, на языке реставраторов – «подвижный паркетаж», который позволяет родным доскам «дышать». Голова царя Нимрода оказалась на стыке двух досок, ее тогда же переписали.
Нынешняя реставрация длилась шесть лет. Потребовалось устранить отставания красочного слоя от дуба, удалить потемневший лак и некоторые поздние записи. Была создана специальная рама для картины, которая позволила уменьшить нагрузку верхних досок на нижние. До реставрации картина хранилась на боку, чтобы нагрузка шла одинаково на торцы всех шести досок.
Библейская легенда о Вавилонской башне, которую люди стали строить до небес, называет мотивацию: «и сделаем себе имя». Иосиф Флавий полагал, что башню строили по приказу жестокого царя Нимрода.
Прототипом башни мог быть зиккурат Этеменанки, построенный в VI веке до н.э. в Вавилоне царем Навуходоносором II. Что важно из рукотворного материала – обожженного кирпича. Мало того, что хотели добраться до жилища Бога, так еще и с помощью «неприродного» материала.
Все эти истории породили целую культуру: философские и литературные сочинения, картины и скульптуры. Из создают с библейских времен и до наших дней. По мнению Михаила Пиотровского генерального директора Эрмитажа, «Башня Татлина была одним из многочисленных проектов, призванных, несмотря на предупреждения, подниматься к небесам».
Выставка показывает 29 предметов из этой обширной «вавилонианы».
.
Выбор «Города 812»
Кирпич с клинописью про Навуходоносора II. Вавилон. VII-VI века до н.э. Из таких строили дворцы и зиккураты. Подарок Александру I от английского путешественника Роберта Кер Портера.
.
Петер ван дер Борхт (картинки), Хендрик Янсен Баррефелт (текст). Иллюстрированная Библия. Антверпен. 1582.
Также «перемещенное» искусство, книга происходит из Берлинского Королевского кабинета гравюр.
.
Антон Йозеф фон Преннер. Вавилонская башня. Гравюра по оригиналу Питера Брейгеля Старшего. 1706.
Картина Брейгеля – самое известное изображение Вавилонской башни. Она создана в 1563 году, является одним из шедевров Венского музея истории искусства (KHM).
.
Йост Амман. Новые библейские фигуры. Франкфурт-на-Майне. 1565. Книга перемещена из того же Королевского кабинета.
.
Кес ван Донген. Иллюстрация к повести Вольтера «Царевна Вавилонская». Цветная литография. Париж. 1948.
Эта изображение отражает представление европейцев о том, как раскрашивали ступени зиккуратов в Вавилоне.
Выставка работает по 2 июня.
Борис Вадимов