Таможня испортила инвестиционный климат в Петербурге

Работающие в Петербурге иностранные автозаводы ждут, что городские власти вмешаются в их спор с Федеральной таможенной службой, внезапно усложнившей ввоз комплектующих для сборки автомобилей. По мнению автоконцернов, вступиться за них на самом высоком уровне должна Валентина Матвиенко.

            В Смольном негодование автосборщиков отчасти разделяют, но полагают, что сами компании должны потратить деньги на создание устраивающей их таможенной инфраструктуры.

Проблема возникла примерно два месяца назад – тогда два таможенных поста, Пискаревский и Выборгский, были закрыты из-за обнаружения каналов контрабанды. Взамен Федеральная таможенная служба (ФТС) открыла единственный таможенный пост в промзоне Шушары на терминале Национальной контейнерной компании (НКК), близкой к депутату Госдумы Виталию Южилину. Это парализовало всю деятельность петербургских заводов, которые ради такого случая позабыли о конкуренции и, объединившись, письменно пожаловались главе ФТС Андрею Бельянинову. Ирония судьбы заключается в том, что “таможенная атака” на автозаводы совпала по времени с долгожданным оживлением российского авторынка (см. справку).

Впрочем, в то, что таможня вдруг по доброй воле отменит собственное решение, автопроизводители не верят и говорят, что уповают на защиту Смольного и лично Матвиенко. “Мы ждем реакции на эти события от города, власти которого прекрасно понимают, что любой удар по нам – это удар по инвестиционному климату, налоговым поступлениям и престижу русского Детройта”, – сформулировал позицию автосборщиков том-менеджер одной из компаний. Им, похоже, удалось добиться заступничества высокопоставленных городских чиновников. Один из них в неофициальной беседе сказал корреспонденту Online812, что “конфликт очень бурно обсуждается и в руководстве ФТС, и в федеральном правительстве, ситуация меняется каждый день, окончательное решение не выработано, и когда будет выработано – неизвестно”. В свою очередь, чиновники Смольного говорят, что есть четыре сценария возможного развития событий.

Первый – оставить все так, как решила таможня, то есть оформлять автомобильные комплектующие на единственном посту в Шушарах. Это, в частности, означает для компании Hyundai, проводящей сейчас таможенную отчистку в Кронштадте, что ее контейнер будет приходить на причалы кронштадского порта, затем перевозиться по КАД в Шушары, после чего – в Каменку, где достраивается завод корейской фирмы. “Крюк для контейнера – 120 километров. Та же проблема и у Nissan, правда, ему не нужно возить из Кронштадта”, – говорит чиновник Смольного.

Сотрудник Hyundai говорит, что о ликвидации таможенного поста в Кроштадте им пока никто не сообщал, однако “может быть все, что угодно”.
Этот сценарий невыгоден даже для GM и Toyota, чьи заводы находятся как раз в Шушарах. Подъездные пути к терминалу не рассчитаны на лишнюю тысячу контейнеров в день – именно столько сейчас растаможивают петербургские заводы, а с ростом производства в течение 2010 года грузов станет в  несколько раз больше. “Кроме того, очень не хотелось бы, чтобы база данных о сроках, объемах и номенклатуре поставок всех четырех заводов была сосредоточена в одних руках – это ценная коммерческая информация с точки зрения конкурентной борьбы, велик риск того, что ей будут торговать. Когда эти данные распылены по нескольким таможенным постам, риск куда меньше”, – говорит источник в одной из автокомпаний. Сотрудник ФТС признает, что такой риск действительно существует.

Второй сценарий – таможенная служба предлагает заводам создавать собственные таможенные посты. “Автопроизводители раньше сами говорили об этом, но как только им предложили потратить деньги, все предложения куда-то испарились. Это странная позиция. Ford много лет назад вложился в собственный таможенный пост, который работает как часы и давно окупил затраты”, – говорит один из чиновников. Его коллега из Смольного признает, что иностранных инвесторов можно понять:  “Вначале для них меняют правила игры, потом предлагают потратиться, а как это усовершенствует схемы доставки компонентов – совершенно неизвестно. Глобальные концерны очень экономны и считают все затраты”.

Сами компании осторожно комментируют предложение ФТС, признавая, что расходы на оборудование помещения для таможенного поста, конечно, невелики, но неизвестно, что попросит государство после того, как инвесторы уступят в этой мелочи? И не логичнее ли сохранять упорство и идти до конца, предупреждая чиновников о том, что производство может остановиться. “Это не пустые слова, а реальная угроза”, – говорит чиновник Смольного.

 “Нам бы хотелось оформляться через разные посты, а вкладывать наши деньги в таможенную инфраструктуру, конечно, можно, но не желательно”,  – говорит сотрудник Hyundai. Его коллега из Nissan напоминает, что ФТС не так давно обещала внедрить электронную систему, которая позволит проводить таможенное оформление в удаленном режиме. “Но посты закрыли, а про оформление онлайн уже никто не вспоминает. А это было бы лучше, чем просить нас домики построить”.

Электронная “растаможка” – это третий вариант решения проблемы, правда, как признают все, наименее вероятный.

Четвертый сценарий, который, похоже, пытаются пролоббировать городские власти, – сделать так, чтобы было приятно и НКК (все же солидная компания, и интересы депутата Южилина нельзя игнорировать), и иностранным инвесторам. В соответствии с ним будут созданы посты на заводах, а терминал в Шушарах станет альтернативной точкой для быстрого оформления. “То есть если пост на заводе не справляется, а нужно быстро обработать груз – вези в Шушары и плати за скорость”, – говорит чиновник Смольного.
Правда, для того чтобы пройти по лезвию ножа и соблюсти абсолютно все интересы, городским властям придется изрядно потрудиться.

Тем временем поток комплектующих в адрес сборочных производств растет. Еще в марте это было 250 – 350 контейнеров в день, в конце апреля – 400, две недели назад – около 700, а сейчас уже зашкаливает за 1000.

“Нас убивает состояние неопределенности и полного отсутствия стабильности – как раз того, чем нас заманивали в Россию. И это как раз тогда, когда рынок на подъеме”, – говорит топ-менеджер одной из компаний.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле 2010 года продажи автомобилей в России  увеличились на 20% по сравнению с апрелем 2009-го. АЕБ полагает, что в 2010 году рынок вырастет на 9% до 1,6 миллиона проданных автомобилей.
Все иностранные автоконцерны, работающие в Петербурге, объявили о существеннывх планах роста в 2010 году.

General Motors хочет увеличить производство до 30 тыс. автомобилей против 5 тыс. в 2009 году.

Nissan ждет роста производства до 25 тыс. автомобилей после 4 с небольшим тысяч в 2009 году.

Hyundai начнет коммерческое производство в Петербурге 1 января 2011 года и в следующем году планирует собрать 100 тысяч автомобилей.

Toyota своих планов не раскрывает.