В старинном городе Брюгге – объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО (чувствуете рифму?) отрылась Четвертое триеннале современного искусства в общественных пространствах (не смешивать со стрит-артом). Девиз нынешнего показа – «Пространства возможностей».
По словам Шенди Жардин и Севье Цампалла, кураторов проекта, роль, которую играют публичные пространства, очень важна: «это движение, встреча и творчество, перспектива, гибкость, случайность и свобода».
Кураторы пригласили 12 международных художников, не выделяя их происхождение: колумбиец живет и работает в Париже, уроженка Ливана – в Лондоне и т.д. Они создали 11 объектов для городских пространств и одно – для пляжа на берегу Северного моря. Все объекты выверенно гармоничны замечательному старому городу, используют пространства монастырского сада, двора мэрии Брюгге, городского дворца и даже мост через один из каналов.
Выбор «Города 812»
Иван Арготе. «Кто?»
- Фото: официальный сайт Триеннале Брюгге
Комментарий кураторов: на Шпелмансрее стоит пара бронзовых ботинок. Кажется, что они отдыхают или неторопливо гуляют по поверхности воды. Как будто они принадлежат более крупной скульптуре: ее разобрали или еще строят?
Автор предлагает зрителям поразмышлять над тем, чьи это ботфорты? Они могут вообразить, что сапоги принадлежат определенному историческому персонажу, или придумать для них новые истории. Патина и исторический внешний вид как будто наводят на мысль, что они уже довольно давно «гуляют». О ком это произведение и какова история его присутствия-отсутствия? Помимо вопроса о персонаже, работа заставляет зрителей задаться вопросом, кто имеет право быть представленным в публичном пространстве.
Этот проект точно «в десятку» популярных в Петербурге разговоров о том, кому ставить памятники, а главное – кто их будет ваять. Но это, к слову.
Объекты в общественных пространствах изначально создаются как временные, тем и хороши, хотя бывают исключения. Эталонным фестивалем искусства в публичных пространствах является знаменитый Skulptur Projekte Münster. Он проводится один раз в десять лет, в тот год, который заканчивается на цифре «7». Всего, начиная с 1977 года, их было пять. Теперь портфолио фестиваля – полновесная, без всяких скидок, история искусства второй половины ХХ века.
Достаточно назвать имена участников первого фестиваля – Карл Андре, Михаэль Ашер, Йозеф Бойс, Дональд Джадд, Ричард Лонг, Брюс Науман, Клаас Ольденбург, Ульрих Рюкрим и Ричард Серра. Последний был мастером создавать брутальные объекты из огромных листов стального проката, Серра скончался меньше месяца назад.
Лучшие работы участников Skulptur Projekte остаются на улицах Мюнстера насовсем. Сейчас их около сорока. Среди них – пронзительный, похожий на антенну объект Ильи Кабакова «Посмотри вверх и прочитай слова». Он был установлен в 1997 году. Кстати, в англоязычной Википедии именно его изображение иллюстрирует статью о Skulptur Projekte.
А что петербургские фестивали? Стали историей симпозиумы по городской скульптуре, «Арт-проспект», «Критическая масса» и «Waterfront». Ярко мелькнули выставочные проекты «Тридцать три знака» (2020) и «Серебряное ожерелье» (2021).
Теперь – только отдельные редкие вспышки. Из последних – скульптура из стальных колец Антонины Фатхуллиной «Паркур. Свободное падение».
- Работа Антонины Фатхуллиной. Фото автора
Она установлена осенью 2023 года в скейт-парке под Дунайским путепроводом.
Триеннале в Брюгге завершит работу 1 сентября.
Борис Вадимов