20 апреля открылась для публики 60-я Венецианская биеннале. По традиции (за последние десятилетия она нарушалась только в 2007 года когда лауреатов мостры объявили осенью) была названы обладатели призов .
«Золотого льва» лучшего художника основного проекта получила команда из Новой Зеландии «Mataaho Collective». Они привезли в Венецию монументальную инсталляцию под названием Takapau, созданную по мотивам тканых ковриков, которые коренные жители Новой Зеландии используют в ритуалах.
«Впечатляющие масштабы инсталляции — инженерный подвиг, который стал возможен только благодаря коллективной силе и творчеству группы. Ослепительный узор теней, отбрасываемых на стены и пол, напоминает древние техники и намекает на будущее использование таких техник» (Из стейтмента международного жюри).
«Серебряного льва» лучшему молодому художнику основного павильона получила Karimah Ashadu – живущая в Гамбурге британско-нигерийская художница вдохновилась запретом на работы мототакси-«окада», введеным властями Лагоса (коммерческая столица Нигерии) из-за беспорядка на дорогах и гибели множества людей.
«Видео «Мальчики-машины» и связанная с ней латунная скульптура «Венок» демонстрируют уязвимость молодых людей с аграрного севера Нигерии, которые мигрировали в Лагос и – в конечном итоге -стали ездить на нелегальных мототакси. Чувственное внимание к поверхностям машины, плоти и ткани тонко критикуют демонстрируемую мужественность, раскрывают маргинальное существование таксистов» (Мнение жюри).
«Золотого льва» за лучший национальный павильон получила Австралия. В полумраке, в озере черной воды стоит гигантский стол, на нем лежат стопки документов из полицейских архивов, а на черных стенах и потолке художником Арчи Муром вручную написаны мелом 3484 имени его родственников, живших на протяжении 65 тысяч лет.
«Инсталляция «Родные и близкие» выделяется своей сильной эстетикой, лиризмом и пониманием утраты прошлого» (Формула жюри).
Специальным упоминанием отмечен павильон Косово. Он наполнен алюминиевыми скульптурами. Художница Дорунтина Кастрати в инсталляции «Эхо молчания металла и кожи» вдохновлялась видом коленных имплантов, которые ставят работницам кондитерской фабрики в городе Призрен.
«Небольшая, но мощная инсталляция отсылает к женскому труду и изнашиванию тел работающих. Элегантные скульптуры Кастрати, напоминающие как скорлупу грецких орехов, используемую в фабричных лукумах, так и медицинские детали, заменяющие колени рабочих при изготовлении этих сладостей, приглашают зрителей взаимодействовать с ними. Вибрирующий звуковой ландшафт распространяется по полу, резонируя как в наших костях, так и отражая более широкую арену феминистского активизма» (По мнению жюри).
Россия в 60-й Венецианской биеннале не участвует, но в отличие от 59-й биеннале, когда щусевский павильон пустовал, в этом году его заняла Боливия.
Борис Вадимов