Выставочный центр «Эрмитаж-Выборг» представил новый проект «Светлейший князь Потемкин» из собрания Эрмитажа. Почти 200 предметов и документов предлагают публике поразмышлять, как сын скромного смоленского дворянина вознесся на вершину российской власти.
Потемкин появился в кругу Екатерины во время дворцового переворота 1762 года. Будущая императрица заметила расторопного вахмистра, который привел Конный полк к Казанскому собору присягать новой правительнице.
Их роман, сопровождавшийся тайным бракосочетанием, продолжался недолго, но был бурным. Екатерина II в любовных записочках к Потемкину, который был моложе ее на 10 лет, называла своего фаворита «Гришенок бесценный, беспримерный и милейший на свете», «милюша милая Гришифушечка», «Гришефишечка» и т.д. Или: «Голубчик, я приходила в осьмом часу, но нашла Вашего камердинера, с стаканом воды противу дверей стоящего. И так к Вам уже не вошла».
Императрица удивлялась сама себе, из другого письма: «Стыдно, дурно, грех Екатерине Второй давать властвовать над собой безумной страсти».
Фавориты менялись, но остались дружеские отношения с тем, кого императрица называла «самым могущественным, самым деятельным, самым проницательным другом».
Современники оставили противоречивые свидетельства о Потемкине. Решительный фельдмаршал и ленивый барин в халате на меху. Владелец стекольного завода, впоследствии – Императорского, и любитель дорогих безделушек. Кстати, Потемкину принадлежали знаменитые эрмитажные часы «Павлин». Реформатор армии и армейской формы – «на что же пукли?» и автор фантастического «Греческого проекта» по возрождению Византийской империи во главе с Россией.
Визуальный ряд выставки построен на контрасте скромных гравированных и шикарных живописных портретов Потемкина и его современников.
Солдатской формы – куртка и шаровары и знаменитого сервиза с камеями, заказанного Екатериной II для Потемкина на Севрской мануфактуре. Плюс курильницы Екатерины и картины итальянских художников XVI-XVII веков из коллекции Потемкина.
Выбор Города 812
Неизвестный художник. Сцена из путешествия Екатерины II в Крым.
Легенды о «потемкинских деревнях», которые создавали по приказу Потемкина по пути следования императрицы, преувеличены. Но известно, что вдоль дороги, по которой она проезжала, устанавливались «обманки», популярные в XVIII веке. Во время ночного отдыха Екатерины, тучные стада коров и овец перегоняли вперед по ее маршруту, чтобы императрица могла видеть успехи сельского хозяйства на вверенных Потемкину территориях.
Бенджамен Патерсен. Вид Таврического дворца. Конец XVIII века. В 1791 году, через два года после завершения строительства, Потемкин отметил грандиозным праздником взятие Измаила. В том же году он скончался.
С. Заикин. Остатки дома князя Г.А. Потемкина-Таврического в Островках. 1897. По рисунку середины XIX века.
Дом был построен на берегу Невы по проекту архитектора Ивана Старова. Не сохранился.
Ян Вейнантс. Итальянский пейзаж (фрагмент). 1679.
Картина находилась в собрании Потемкина.
Серия портретов племянниц Потемкина. Знаменитая история, многократно изложенная современниками. В 1769 году умерла Марфа Энгельгардт – родная сестра Потемкина. Через шесть лет вдовец Василий Энгельгардт попросил могущественного родственника, ставшего в то время фаворитом императрицы, позаботится о своих пяти дочерях – Александре, Варваре, Екатерине, Надежда и Татьяне. Старшей был тогда 21 год, младшей Татьяне – шесть лет. Современники утверждали, что Александра, Варвара и Екатерина были любовницами Потемкина, и даже использовали слово «гарем». Но всем племянницам он устроил выгодные супружеские партии.
Жан-Луи Вуаль. Портрет Татьяны Юсуповой, урожденной Энгельгардт. 1790-е годы.
Вильгельм Морген. Портрет Екатерины Скавронской, урожденной Энгельгардт. 1791.
Неизвестный художник. Портрет Варвары Голицыной. 1800-е.
Леонтий Миропольский. Портрет Александры Браницкой. Конец XVIII века.
Михаил Бирюков. Портрет князя Г.А. Потемкина-Таврического. 1789.
Поступил в Эрмитаж в 2024 году из частного собрания.
Выставка работает по 16 октября.
Борис Вадимов