Пока арт-критики спорят (и так последние лет двадцать пять – тридцать), нужны ли большие периодические выставки современного искусства, новые проекты продолжают появляться даже в старушке Европе, не говоря уже про другие континенты.
Свежий пример – Первое триеннале современного искусства «Новые молодые» (5 апреля – 23 июня) во французском городе Ним, которые известен, прежде всего, своим прекрасно сохранившимся античным колизеем.
Триеннале содержит в себе восемь выставок в музеях и три в открытых публичных пространствах, именно там идет борьба за внимание массового зрителя. И организаторы триеннале умышленно делают акцент на паблик-арте. Оттуда же и приглашение к созданию проектов самих местных жителей.
На проспекте Фошер, которые ведет от железнодорожного вокзала к античной арене, поработали художница Дельфина Денерез и писательница Соня Кьямбретто. Вместе с учащимися средней школы, расположенной на этом проспекте, они создали текстильную инсталляцию «Огонь разгорается». Текст приглашает зрителей поднять глаза к небу. Совсем как у старины Канта.
На старинной площади Шапитр у ступенчатого фонтана, воссозданного в 2007 году архитекторами Домиником Перро и Филиппом Геззи, художницы Кэролайн Мескита и Лор Пруво вместе с воспитанниками местного детского сада создали интерактивную инсталляцию «Пчела будет моим манежем». Надо покрутить карусель, на ее вершине оживет латунный персонаж с лозунгами. «Это размышление о выражении требований современной молодежи», — утверждают художницы.
В садах Лафонтен установлена монументальная деревянная инсталляция художников Феды Вардак и Тадаси Каваматы «Линии и подачи воды», созданной при содействии инженеров, которые проектируют современные водоводы. Эта инсталляция напоминает о Немаусе, священном источнике, давшему название римской колонии Ним, а также расположенном недалеко от города античном акведуке Пон- дю-Гар.
Борис Вадимов
Фото предоставлено Триеннале Ним.