Торговые сети Петербурга нашли способ открывать новые магазины в обход закона

Федеральная антимонопольная служба начала двухнедельную проверку петербургских торговых сетей. ФАС будет проверять, соблюдают ли сети правила нового закона о регулировании торговли. Все это происходит в преддверии 1 июля, когда торговые сети утратят право открывать новые магазины в случае, если их доля в городе превышает 25%.

Одновременно правительство РФ одобрило новую методику расчета продающихся в розницу продовольственных товаров. Долю сетей  теперь будет высчитывать с учетом оборота малого бизнеса. Правда, даже этот пересчет не позволит X5 Retail Group опуститься ниже уровня 25% (по разным методикам у Х5 доля выручки в СПб составляет от 28 до 30%).

В целом попытка правительства приструнить торговые сети с помощью закона о торговле увенчалась странным результатом. Несмотря на то что инфляция в стране снизилась почти в два раза, цены на продукты продолжают существенно дорожать. А прибыль торговых компаний падает.

                Покупатели беднеют

Закон о торговле принимался в том числе для того, чтобы обуздать инфляцию. Чиновники решили, что цены растут оттого, что торговые сети гонятся за сверхприбылями. Чтобы остановить эту лавину, правительство ввело ряд ограничений, важнейшими из которых стали запрет на поборы с поставщиков и запрет на “распухание”.
Ритейлерам было запрещено брать с поставщиков товара деньги за право “присутствовать на полке”, превышающие 10% от стоимости товарной партии. Наконец, поставщики должны получать деньги за товар максимум в течение 45 дней (раньше этот срок мог измеряться месяцами).

Все эти меры в Петербурге привели к тому, что потребители богаче не стали. Несмотря на почти двухкратное сокращение темпов инфляции в стране (3,7% с 1 января по 12 мая против 6,6% за аналогичный период 2009 года), значительного замедления темпов роста цен на продовольственные товары у нас не произошло. В первом квартале прошлого года, по данным Петростата, они выросли  на 6,7%, а 2010 года – на 5,3%. Существенно  подорожали практически все основные товары: овощи и фрукты на 23,6%,  яйца – на 14,2%, сахар – на 13,6%, сливочное масло – на 7,3%. Подешевели только курица и соль, и то чуть-чуть.

                 Ритейл не в обиде

При этом прибыль торговых компаний существенно сократилась. Крупнейший российский ритейлер “Магнит”  – единственный, кто пока опубликовал свои результаты первого квартала, сообщил, что его чистая прибыль по международным стандартам выросла всего на 7,2%. Это в 12 раз меньше, чем в 2009 году, когда рост был на 87%. Другие компании о прибыли в первом квартале пока не отчитывались, но, как говорят источники в ритейле, и у общефедеральных, и у питерских торговых операторов картина будет примерно такая же – сильное падение чистой прибыли в январе-марте.

“Идет адаптация к новым условиям работы, мы ищем дыры в законе”, – говорит менеджер одной из крупных сетей. Дыры эти вот, например, какие: в законе используется понятие “вознаграждение” поставщика торговцу – его можно заменить, например, на “премию за удобную стоянку у магазина”. Или “бонус за своевременную транспортировку товара со склада”. “Формально придраться будет не к чему – нужно будет переписывать закон, а все выплаты для нас все равно остаются прежними и даже большими – с учетом стресса, в котором все мы находимся в последние месяцы”, – говорит сетевик.

При этом все крупные торговые компании не сокращают инвестиционные планы и собираются направить в развитие своих сетей сотни милионов долларов в этом году. Получается, что закон вовсе не подорвал их финансовые возможности.

Ритейлеры нашли способ и обойти норму, запрещающую открывать новые магазины. Лазейка называется “зеркальный франчайзинг” и означает следующее. Компания заключает договор франчайзинга с непринадлежащим ей магазином или сетью на специальных условиях: выручку и прибыль забирает себе, выплачивая фиксированное агентское вознаграждение – от 10 до 25%. Для партнеров сети это выгодно, так как крупный ритейлер берет на себя не только все проблемы поставок и логистики, но и рекламную поддержку (бренд и фирменный стиль в таких условиях – общий на всех). В итоге магазинов можно открыть сколько угодно – закон все равно будет соблюден.

                Заграница нам поможет

Крупнейший мировой ритейлер Wal-Mart (США) активно уламывает акционеров питерской сети “Лента” (входит в десятку российских торговых компаний) продать фирму. Основатель “Ленты” Олег Жеребцов продал свой пакет в сети прошлой осенью, и теперь гипермаркетами владеют банк ВТБ, американский бизнесмен Август Мейер, европейский инвестфонд TPG Capital и ЕБРР. Если Wal-Mart, претендущий на 100% питерской компании (она может стоить от 1 до 2 млрд долларов), сможет с ними договориться, то, говорят участники рынка, мы наверняка получим магазины с довольно низкими ценами – американскому гиганту нужен будет хороший промоушен в России.

Помимо “Ленты” рынок активно обсуждает планы финской Kesko запустить в России свой продуктовый формат. Эта компания уже владеет в России сетью гипермаркетов K-Rauta, продающих товары для ремонта. Участники рынка говорят, что финны хотели бы выкупить одну из петербургских сетей универсамов или гипермаркетов, однако собственники пока не торопятся с продажей. Приход еще одного крупного иностранного игрока должен стать позитивным фактором для всего рынка с точки зрения конкуренции и сдерживания цен. Но, говорят эксперты, давление на цены оказывает “административная” и коррупционная ренты, и победить это зло иностранцы вряд ли смогут.

Михаил БУРМИСТРОВ, генеральный директор ООО “INFOLine-Аналитика”:

– Это только кажется, что закон “О торговле” не принес никаких изменений в отношения “сеть-поставщик”. На самом деле эти отношения стали более понятными, и, я думаю, тенденция будет продолжаться. Сети наконец стали не просто “продавать полки”, не думая о спросе, а занялись розничной торговлей, то есть следят за оборотом товара и  в зависимости от этого работают с поставщиками, а не по “другим” причинам. В перспективе это, видимо, приведет к оптимизации ассортимента в различных сетях, что, несомненно, удобно для покупателей: станет окончательно ясно, в какой магазин идти за более дорогим или более дешевым товаром.

А более понятными отношения стали потому, что все крупные бонусы и “предложения поздравить сетевой магазин с днем рождения”  – попросту говоря, поборы – стали незаконными. Конечно, сетевики пытаются придумать новые способы “работы с поставщиками”, но все-таки закон начал наводить в этом некий порядок.
Единственное, что может остановить более-менее цивилизованную тенденцию развития отношений “сеть-поставщик”, – уход этих отношений в тень. Чего, конечно, нельзя исключать в нашей реальности…

Примечательно, что с введением закона “О торговле” сложнее стало жить поставщикам товаров. Все сети сильно ужесточили общие правила работы – например, выше стали штрафы за недопоставленные в срок товары, а кроме того, теперь поставщики не могут выставить всем сетям одну и ту же цену за товар, так как со всеми – разные условия работы. Сетевые магазины присматривают друг за другом: кто по какой цене берет товар, и любое раскрытие такой информации чревато весьма проблемными разговорами для поставщиков.

Что же касается цен на товары, которые в итоге видит покупатель, ни при каких раскладах в ближайшей перспективе они не снизятся.