Пусть ты и не станешь звездой Голливуда
Если вы сперва подумали, что на фото кинозвезда Голливуда или эпохи итальянского неореализма, вы ошиблись. Хотя и не чересчур. Итальянка по происхождению Лина Бо Барди (Lina Bo Bardi) на венецианской архитектурной биеннале в 2021 года получила Золотого льва. А в этом году, уже на новой художественной биеннале в Венеции, впервые представлена ее арт- работа.
Мало ли в Бразилии донов-архитекторов?
А ведь прежде всего Бо Барди, (в девичестве Акиллина Бо), конечно, архитектор. Выйдя в молодости замуж за бразильца Пьетро Барди, старше ее на 14 лет, вместе с мужем в 1946 году переехала в Южную Америку.
Известность пришла к ней, как и к многим архитектором женщинам достаточно поздно. Двадцатый век помимо своей невероятной скорости калейдоскопической перемены архитектурных стилей, представил миру и новую генерацию архитекторов, которые доселе не было. Это архитекторы-женщины.
Недавно в Вене открылась экспозиция на эту тему. И Бо Барди была одной из главных героинь этой выставки под открытым небом.
У архитектора не женское лицо
В русском языке с морфологией этого слова большие сложности. Актриса, скрипачка, художница, поэтесса – это пожалуйста, писательница – запросто, так же как журналистка, а вот архитекторка — ну никак. И не только в русском. Еще никак не обернуться этой вечно мужской профессии в женское обличье.
Что делать – придется. И прежде всего, благодаря стараниям таких отважных героинь архитектурной революции ХХ века, как родившаяся в 1914 году в Риме Бо Барди.
Она опередила всего на полвека другую героиню истории новейшей архитектуры Заху Хадид. Впрочем, известность и к Захе Хадид пришла достаточно поздно.
В доме из стекла теперь институт имени архитектора
Первый проект, прославивший ее в Южной Америке, был построен в полной открытости внешнему миру. Это знаменитый стеклянный дом, в котором теперь расположен национальный институт Бо Барди. Окружение проникает в него, становясь частью здания.
Следующей известной постройкой стал построенный в 1968 году художественный музей в Сан-Паулу.
Затем работы пошли как на конвейере: дизайн развлекательного центра SESC Pompeia, созданный в 1986 году.
Одновременно, занимаясь дизайном она создала знаменитое кресло-полусферу Bowl Chair.
Уже в 1991 году она создала проект театра. Как и Заха Хадид, Бо Барди стала дизайнером ювелирных украшений.
Звездная внешность не отвлечет от рисунков
В год 110-летия архитектора 31 мая в музее архитектурного рисунка фонда петербуржца Сергея Чобана в Берлине открылась выставка ее рисунков и архитектурной графики. Хотя можно было бы открыть и просто выставку фотографий с ней. Думаю, отбоя посетителей бы все равно не было.
Впрочем, очевидно, для чего кураторы не стали выходить за рамки архитектурного контекста экспозиции: яркая звездная внешность могла перетянуть на себя выставочное одеяло на ограниченном выставочном пространстве музея рисунка.
Алексей Шолохов