Поцелуй по Бранкузски

До 24 июня в парижском центре Помпиду открыта выставка самого знакового французского и румынского скульптора первой половины 20 века.

Константин Бранкузи, имя, которое стало синонимом революции в мире скульптуры, начал свой путь в маленьком румынском селе Хобица.

И хотя его имя, слегка переделанное с румынского Брынкушь, уже давно считается национальным французским достоянием, сказать, что его наследие изучено полностью (или хотя бы в необходимой степени для фигуры европейский культуры такого масштаба), никак не получается. Даже в центре Жоржа Помпиду в Париже, где в постоянной экспозиции есть целый зал Бранкузи, обширной персональной выставки скульптора не проводилось очень давно, с момента не слишком значительной экспозицию 30-летней давности 1995 года. Сегодня, благодаря открытой в Центре Помпиду новый выставке, этот редкий по искусствоведческой оплошности нонсенс, вроде как, наконец, исправлен.

Румынско-французский Ломоносов

Бранкузи родился на 2 года позже года открытия первой выставки импрессионистов, 150-летие которой отмечает сейчас вместе с Францией весь мир.

Родившись в 1876 году в патриархальной крестьянской семье, он с ранних лет проявлял тягу к искусству, вырезая фигурки из дерева и лепя из глины.

После окончания художественной школы в Крайове, Бранкузи, едет в Бухарест. Там в 1898-1902 годах он обучается в Школе изящных искусств. Однако, столкнувшись с нищетой и отсутствием понимания, он покидает Румынию, и отправляется, повторяя подвиг Михаила Ломоносова, пешком в Мюнхен, а затем в Париж. Правда у Михаила Ивановича путь до Москвы был на 300 км меньше. К тому же, Ломоносов большую часть пути ехал на рыбацкой повозке. Что, согласитесь, исключительно ценно для будущего прогресса различных отраслей отечественной науки, учитывая среднюю температуру в феврале в Архангельской области.

А вот Бранкузи весь путь из Румынии до Мюнхена проделал пешком. Но прогрессу европейской скульптуры с этим путешествием повезло, пожалуй, не меньше, чем с итогами пешего визита Ломоносова в столицу российской империи.

В Париже Бранкузи поступил в Национальную высшую школу изящных искусств и короткое время работал ассистентом у Огюста Родена. Однако, стремясь к собственному творческому пути, он вскоре покинул мастерскую Родена, заявив, что “под большим деревом ничего не вырастет”.

Бранкузи был не только скульптором, но и фотографом, художником, иллюстратором, архитектурным чертежником и художником-ассистентом. Его творчество оказало значительное влияние на развитие абстрактной скульптуры и авангардного искусства XX века.
Среди его самых известных работ — “Птица в пространстве”, “Спящая муза”, “Поцелуй”, “Бесконечная колонна” и “Принцесса Х” — произведения, которые отражают его стремление к абстракции и символизму.

В 1938 году Бранкузи создал одно из своих самых знаменитых произведений — “Бесконечная колонна”, посвященную румынским солдатам, погибшим в Первой мировой войне. Эта скульптура давно уже стала символом вечности и памяти о войне как в Румынии,так и во Франции.

Центр Помпиду превратился в мастерскую

Выставка “Бранкузи.Искусство не стоит на месте” в Центре Помпиду представляет в июне богатую коллекцию работ художника, включая более 120 скульптур, а также фотографии, рисунки, фильмы и архивные документы. Среди выставленных произведений — знаменитая “Спящая муза” (1910), которая считается одной из самых известных работ Бранкузи.

И знаменитый двухфигурный “Поцелуй”, давно ставший хрестоматией истории пластической эволюции современной скульптуры.

  • “Поцелуй” Бранкузи на могиле Тани Рачевской на кладбище Монпарнас в Париже

На выставке есть и реконструированная мастерская Бранкузи, что, конечно, позволяет посетителям лучше понять творческий процесс скульптора. Место, где Бранкузи жил, творил и представлял свои работы, студия, расположенная на улице Импассе Ронсен в 15-м округе Парижа, была задумана как самостоятельное произведение искусства.

Жизнь Константина Бранкузи — это не только история о том, как человек, рожденный в бедном румынском сельском доме смог изменить ход истории искусства и стать национальным героем Румынии (его работы на купюре 500 румынской лей) и Франции. Это история о том как работает вертикальный лифт в французской культуре в 20 веке, где даже в такой богатой снобистскими традициями стране румынский художник может стать не презираемым мэтрами изгоем, а национальным героем.

Впрочем, хоть и очевидно, что во Франции его работы продолжают вдохновлять и вызывать, а его методы и подходы изучаются и распространяются, все же не совсем понятно, почему за 30 лет это первая персональная выставка мастера.

Алексей Шолохов

На заставке: Спящая муза. Эта скульптура с 1958 года находилась в частном собрании французского коллекционера Жака Ульмана , затем перешла к его наследникам. А в 2017 она стала самым знаменитым лотом аукционных торгов Christie’s, превысив заявленный эстимейт вдвое и была продана за 57 млн долларов. Это произошло почти через 90 лет после того как в 1926 году суд в Соединенных Штатах признал после долгих разбирательств работы Бранкузи действительными произведениями искусства.


Теги:


'Поцелуй по Бранкузски' has no comments

Оставьте первый отзыв!

Would you like to share your thoughts?

Your email address will not be published.