Зачем идти в Эрмитаж смотреть на портреты Петра I и Екатерины I кисти Жана-Марка Натье. По двум причинам. Первая – они недавно прошли реставрацию, Работы вел художник-реставратор Сергей Богданов: старый лак утоньшил, записи удалил, красочный слой и грунт укрепил, утраты восполнил. Царь имел приличное вертикальное повреждение, видимо когда-то за полотно чем-то зацепили, а потом, как могли, заделали.
В ходе реставрации эксперты сравнили холст, грунт, подмалевок обеих картин и выяснили, что они совпадают. Это важно по одной простой причине. Портрет Екатерины имеет подпись и дату: картину создал художник Жан-Марк Натье в 1717 году. Портрет Петра не датирован и не подписан, что долгое время заставляло считать его копией.
Теперь эрмитажники почти уверены, что это Натье. Почти, потому что, как они выяснили, похожий портрет хранится в Мюнхене, он подписан Натье, но его не исследовали. В таком случае, эрмитажный портрет может быть авторским повторением.
Кроме того, неизвестно как один портрет попал в Мюнхен, а другой – Петербург.
История выглядит так. В 1717 году в Гааге Натье пишет портрет Екатерины. Картину везут в Париж, где находится Петр. Туда же едет Натье. Царю портрет нравится, он заказывает свое изображение. Петр предлагает художнику богатые заказы на портреты и батальные сцены. Но тот не рискнул поехать в Россию.
Загадка в том, что впервые оба портрета упоминаются в описи Академии художеств только в 1770-х годах. Николай I перевозит портреты в Романовскую галерею Зимнего дворца, с 1870- х годов они находятся в Екатерининском дворце Царского Села. В 1931 году их отвозят в Третьяковскую галерею, а в 1947-м – передают Эрмитажу.
Вторая причина на портреты посмотреть, в том, что им в последние лет двадцать отведена роль гастролеров, они объездили полмира. После закрытия выставки в Эрмитаже, поедут на год в Омск.
Выставка в Арапском зале Зимнего дворца работает по 29 сентября.
Борис Вадимов
'В Эрмитаже показывают Петра I и жену его Екатерину кисти Натье' has no comments
Оставьте первый отзыв!