Эрмитажный проект посвящен свадьбам в Доме Романовых и в светском Петербурге позапрошлого и начале прошлого века. Для тех, кого мало волнует, в чем хранили приданное невесты и какой веер она брала для венчания, но интересует русская история, надо увидеть три предмета.
Платье подвенечное из серебряного глазета, с вышивкой серебряной нитью. Было изготовлено в 1894 году в петербургском модном доме Ольги Бульбенковой для великой княжны Ксении Александровне. Она выходила замуж за «Сандро» – великого князя Александра Михайловича, своего двоюродного дядю.
По воспоминаниям современников, невеста преклонила колено, чтобы получить благословение Александра III, но понималась с посторонней помощью. Платье весит около 20 кг.
Платье из розового кашемира, с длинными рукавами-жиго, отделанное розовыми атласными руло. Этот наряд сшит в 1826 году для помолвки шестнадцатилетней Зинаиды Нарышкиной с тридцатилетним вдовцом Борисом Юсуповым. Икона, которой родители благословляли дочь, также сохранилась.
Единственной дочерью Ксении Александровны, была княжна Ирина Романова, которая в 1914 году вышла замуж за Феликса Юсупова, он приходился правнуком Борису Юсупову. Ирина венчалась в простом платье, поэтому в Эрмитаж оно не попало.
Зато там сохранился уникальный наряд. Халат и тапки из серебряного глазета, продукция петербургской фирмы «Лихачев и сыновья», 1866 год. По легенде, именно этот наряд великий князь Александр, будущий император Александр III надел перед первой брачной ночью. Судя по дате изготовления халата, он был заказан специально для бракосочетания.
На десерт публику ждет стул мастерской братьев Гамбс 1830- годов изготовления с марьяжным гербом Строгановых и Голицыных. Такими гербами украшали приданое невесты, если она и жених имели родовые дворянские гербы. Их соединяли вместе. В данном случае герб Строгановых – слева, Голицыных – справа.
Выставка открыта в Малой церкви Зимнего дворца по 30 марта 2025 года.
Борис Вадимов