Великий Октябрь – и конец человечества?..

На старости лет я, наконец, понял, в чём смысл ленинской революции 1917 года и почему она на самом деле открыла новую эпоху. (Спойлер: коммунизм и даже социализм здесь вообще ни при чём!)

Это был первый, хотя и закамуфлированный под западническую идеологию (коммунизм), модернизированный вызов незападных цивилизаций – Западу.

Китай с Мао Цзедуном, Индия с Джавахарлалом Неру, Египет с Гамалем А. Насером, Куба с Фиделем Кастро, Индонезия с Сукарно-Сухарто, африканские лидеры с идеями негритюда т.д., – всё это будет потом.

И всегда это будет то, через что прошла, – притом дважды в XX веке! – Россия.

А именно, попытка перепрыгнуть пропасть “отставания от Запада” – бросающего всему миру свой культурно-экспансивный челлендж – в два приема.

Сперва взять от Запада то, что можно взять, прежде всего технологии, и в первую очередь – военные. И всё это – на фоне общего стремления добиться “паритета во всем”, включая культуру, экономику, политику и социалку. (“Джинсы фабрики “Большевичка” не уступают лучшим зарубежным образцам!” – как щас помню…)

А затем – поскольку модернизационного паритета с Западом “во всем”, т.е. в политических свободах и социально-экономических гарантиях в том числе, добиться не может никто, – наступает черед противопоставления Западу своего усеченно модернизированного сверхдержавия. На фоне демонстративного отказа от “подражания во всем”, особенно в культуре, и особенно в политической!..

“Фокус-покус” текущего момента в том, что в начале XXI в., как оказалось, противостояние “не Запада” – Западу может быть куда более успешным, чем ранее.

Основные причины:

1) Культурный месседж Запада стал кринжовым (условно: “Климатическая повестка, “культура отмены” и “третий пол” – вместо Хэмингуэя, Битлз и Феллини”) и неспособным захватить воображение других культур.

2) Научно-производственный вызов Запада свёлся к цифровым технологиям, но в этом плане “не Запад” оказывается по сути в выигрыше, пскольку “цифровой рай”, он же – “цифровой тоталитаризм” легче строится как раз в незападных обществах (Китай – тому наглядный пример).

Так что на повестке дня – глобальный уход Запада как “учителя жизни” с международной сцены и таки ее переформатирование в духе “столкновения цивилизаций” по С. Хантингтону. Вопрос лишь в том, каким будет это столкновение и чем оно завершится. И можно ли его как-то аварийно скорректировать накануне Армагеддона “по Дж. Оруэллу”…

Но начало всему этому положил именно Ленин!

“Система международных отношений сложилась теперь такая, что в Европе одно из государств порабощено государствами-победителями – это Германия…

В то же время целый ряд стран: Восток, Индия, Китай и т. п., в силу именно последней империалистической войны, оказались окончательно выбитыми из своей колеи. Их развитие направилось окончательно по общеевропейскому капиталистическому масштабу. В них началось общеевропейское брожение. И для всего мира ясно теперь, что они втянулись в такое развитие, которое не может не привести к кризису всего всемирного капитализма…

Исход борьбы зависит, в конечном счете, от того, что Россия, Индия, Китай и т. п. составляют гигантское большинство населения. А именно это большинство населения и втягивается с необычайной быстротой в последние годы в борьбу за свое освобождение, так что в этом смысле не может быть ни тени сомнения в том, каково будет окончательное решение мировой борьбы…”

(В.И. Ленин. “Лучше меньше, да лучше”. “Правда” от 4 января 1923 г.)

Вот оно (а вовсе не пресловутое “Письмо к съезду”) – истинное политическое завещание большевистского вождя. Его послание человечеству. Практически последнее, что он успел сказать перед тем, как впал в невменяемость.

И это – самое настоящее пророчество, в котором предсказаны и Вторая мировая война, и последующий многоэтапный бунт “не Запада” против колониальных хозяев и постколониальных “учителей жизни”.

И не просто пророчество, но и первая практическая инициатива в этом направлении – советский державный проект.

В том числе и по этой причине, – а не только из-за наличия у РФ крупнейших в мире ядерных запасов, – до сих пор авторитет России (несмотря на то, что она в территориальном, военно-державном и экономическом отношениях уже не та, что в эпоху СССР) в странах “не Запада” – довольно высок. И Китай не спешит демонстрировать покровительственный тон в диалогах с Москвой. И индийский премьер Моди называет Путина своим другом. Как будто и впрямь начитались прощальных ленинских текстов!..

Россия в XX-XXI вв. – своего рода символ и талисман “коллективного сопротивления” стран “не Запада” – попыткам Запада во главе с США упорно нести “бремя белого человека”. То есть “похлопывать по плечу” послушных и “наказывать” непослушных цивилизационно инаких. А ведь об этом никто Запад (Колумб не даст Киплингу соврать!) не просил.

Всё это я пишу просто потому, что стремлюсь называть вещи своими именами. А не потому, что мне что-то во всем происходившем и происходящем “нравится” или “не нравится”.

Мне не нравится колониализм.
Мне не нравится тоталитаризм.
Мне не нравится милитаризм.
Мне не нравятся цензура и репрессии.

И да, мне нравится либерализм в его “дистиллированной версии”, когда никто никому не запрещает быть самим собой. В том числе идентифицировать себя со своей культурой и никакой другой культуре насильно не подчиняться.

Вопрос – где должны проходить границы этих “своих культур”? Об этом – как-нибудь в другой раз…

Даниил Коцюбинский