Иван Грозный умер за игрой в шахматы. Так пишет Джером Горсей, английский дипломат, много лет проживший в России. Он оставил самые подробные воспоминания об обстоятельствах смерти Ивана Грозного.
Царю привезли 60 кудесников и колдуний с Севера – «из того места, где их больше всего, между Холмогорами (Collonogorod) и Лапландией (Lappia)». и они предсказали Ивану, что 18 марта он помрет.
В полдень 18 марта царь передал колдуньям, что «велит их зарыть или сжечь живьем за их ложные предсказания. День наступил, а он в полном здравии как никогда». А они в ответ резонно заметили, что день-то еще не кончился.
Тогда Грозный пошел в баню. А потом «позвал Родиона Биркина (Rodovone Boerken), дворянина, своего любимца, и приказал принести шахматы. Он разместил около себя своих слуг, своего главного любимца (Богдана Бельского) и Бориса Федоровича Годунова (Boris Fedorowich Goddonove), а также других. Царь был одет в распахнутый халат, полотняную рубаху и чулки; он вдруг ослабел (faints) и повалился навзничь. Произошло большое замешательство и крик, одни посылали за водкой, другие — в аптеку за ноготковой и розовой водой, а также за его духовником и лекарями. Тем временем он был удушен (he was strangled) и окоченел».
Это уникальное свидетельство о насильственной смерти Ивана Грозного. У историков (я имею в виду серьезных) по этому поводу единого мнения нет. Я тоже не берусь судить, но в шахматы после бани – от греха подальше – не играю.
А так смерть Ивана Грозного изобразил Константин Маковский. И получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже 1889 года. Хотя тут не совсем по Горсею – никто царя не душит.
Слева в зеленом – Борис Годунов, с длинной белой бородой – Богдан Бельский, правее – Федор Иоаннович с женой Ириной Годуновой, над царем склонилась последняя его жена – Мария Нагая (мать царевича Дмитрия), а молится на заднем плане Василий Шуйский.
На одной картине – сразу 4 царя (Иван Грозный, Федор Иоаннович, Годунов, Шуйский).
Кстати, с картиной тоже детективная история. То, что вы видите, – это копия Адольфа Расса. А где сама картина Маковского – никто не знает. Говорят, ее похитили в 2014 году из частной галереи. Но похитили оригинал или копию – непонятно.
Глеб Сташков
(другие истории Сташкова – в телеграм-канале «Архивная быль»)