Зачем на Литейном проспекте снова кладут плитку?

Странно, но даже в самых обыкновенных, естественных действиях и явлениях, в элементарной заботе о горожанах петербуржцы стали усматривать скрытый подвох. До чего дошло извращенное сознание! Первая реакция горожан на продолжающийся сейчас ремонт тротуаров Литейного проспекта: «Зарывают бюджетные деньги». Аргумент: «Плитка как новая, зачем ее менять на точно почти такую же?»

          Во первых строках: плитка такая же, как раньше, да не совсем. Любой мало-мальски разбирающийся в геологии, любой хоть раз бродивший по брегам Невы, заметит – искусственную, бетонную плитку меняют на серый гранит, самый что ни на есть натуральный, тут даже счетчика Гейгера прикладывать не надо. Так что бери выше, если уж разбазаривание бюджетных средств, так в особо крупных размерах.

Как рассказали нам в ассоциации “Дормост”, являющейся  оператором (фактически заказчиком) этого проекта, мощение гранитом одного только Литейного проспекта, обойдется в 310 млн рублей. Гранит как минимум в 1,5 раза дороже, чем бетонная плитка. В рамках того же проекта произведен точной такой же ремонт Фурштатской улицы в прошлом году (тоже замена бетонной плитки на гранитную), в марте-мае (по плану) завершится ремонт Владимирского проспекта, в апреле-октябре – мощение тротуаров проспекта Чернышевского, а вышеописанный Литейный закончат в августе. Программа рассчитана не на один год, ежегодные расходы – около 600 млн руб. Вот только деньги не бюджетные.

– В бюджете на 2010-й на мощение тротуаров по всему городу не заложено ни копейки, – рассказывает пресс-секретарь Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Карина Таукенова. – Уже завершившееся мощение Фурштатской и близящиеся к завершению на Литейном, Владимирском и Чернышевского идут в рамках соглашения между Петербургом и ОАО “Газпром”, на средства “Газпрома”. Это подарок городу.

– К 300-летию города была принята концепция “Все магистрали Петербурга”, – рассказывает Кирилл Иванов, директор ассоциации “Дормост”. –  С тех пор менялась политическая обстановка, менялись вице-губернаторы, у каждого свои тараканы, случались экономические кризисы, программа, предусматривающая ремонт и благоустройство основных магистралей, наверное, так и не была бы реализована, но Валентина Ивановна взялась привлекать средства третьих лиц для финансирования благоустройства.

Таким “третьим лицом” оказалось первое лицо российского футбола и  некоронованный король российского газа, урожденный петербуржец Алексей Миллер и его компания.
Как рассказывает Кирилл Иванов, Алексею Борисовичу (Миллеру) и Валентине Ивановне (Матвиенко) даже не пришлось обращаться друг другу с какими-либо обращениями, просьбами: “инициатива была совместной”. А когда двум выдающимся деятелям современности одновременно в голову приходит одна и та же мысль, мысль явно чего-то, да стоит.

Если вспомнить историю, появление мощенных плиткой тротуаров в Петербурге изначально было инициативой частного предпринимателя. В далеком 1995-м глава строительной компании “БиК” Николай Ботка (потом – депутат Госдумы), одержимый идеей благоустройства Петербурга на европейский лад, свозил группу городских чиновников в Финляндию, чтоб показать, как там мостят тротуары плиткой с подогревом.

Чиновникам понравилось. Вскоре появилась первая в Петербурге пешеходная зона, вымощенная бетонной плиткой, – Малая Садовая. Тротуары, разумеется, тоже были с подогревом. Подогрев не получил пока развития из-за нерадивости коммунальных служб, а плитка прижилась. После мощения и благоустройства 7-й линии Васильевского острова при Владимире Анатольевиче Яковлеве уверяли, что стоимость земли в зоне поражения пешеходной зоны возрастает в 3 – 4 раза, так что мощение плиткой даже за счет бюджета вполне окупается.

Но красота, как известно, имеет свойство меняться, иначе какая это, к черту, красота. Так родилась идея попробовать гранитную плитку, и не в качестве смехотворных вкраплений, как на Манежной площади в Москве, а масштабно, но со свойственной Петербургу скромностью – не все улицы подряд. Даже в условиях агонизирующего, практически завершившегося кризиса, город пока не может себе такого позволить. Как и тогда, 15 лет назад, на помощь пришел частный бизнес.

Какие именно улицы мостить, выбирал город, точнее, КБДХ. Случилось так, что улицы все оказались в центре города, но стремление показать Петербург с парадной стороны туристам тут, конечно, ни при чем. Просто тротуары Литейного мостили последний раз в 1998 году, а средний срок службы бетонной плитки 10 – 12 лет.
 
“Газпром” уже приготовил деньги, как вдруг на пути реализации проекта стал закон, точнее, обратная сторона той предосторожности, с какой законы пишутся.
– Ремонтировать за свой счет чужую собственность, в том числе собственность города, по закону нельзя, – рассказывает Кирилл Иванов.

– В рамках борьбы с отмыванием доходов?
– Нет. Просто  так ремонтировать нельзя, а уже после уплаты налогов, из чистой прибыли, в рамках благотворительности – можно. Город после ремонта может взять тротуар на баланс. Все эти сложности удалось преодолеть, назначив некоммерческое партнерство “Дормост” оператором (принимает работы, контролирует качество, фактически играет роль заказчика. – А. О.).

Отсутствие бюджетных денег в проекте упрощает многие вопросы. Например, не нужно проводить изнурительные конкурсы. Подрядчик без лишнего формализма назначается заказчиком из числа зарекомендовавших себя компаний.  Так, на Литейном сейчас работает компания “Магистраль”.  Кстати, на Фурштатской генпорядчиком была компания “Возрождение”, часть одноименного холдинга, куда входят и гранитные карьеры, что навевает на мысль – не была ли вся эта кампания умелым ходом для пиара гранита и возможного получения заказов в дальнейшем.

–  В любом благотворительном деле может быть рациональная сторона, что в этом плохого, – рассуждает Кирилл Иванов. – Кстати, о граните. Он дороже бетонной плитки в 1,5 раза, но срок службы – не 10 лет, а 50, это как минимум.

Трудно не согласиться. Благотворительность в чистом виде сиюминутна. Есть у человека настроение – потратился. На другой день поругался с женой, отказав в поездке на Тариф, и благие намерения как вода в песок. А встретилось  меценатство с рациональностью, глядишь – запахло вечностью.  Обидно одно – замечательный проект города-“Газпрома” не послужит примером для других, потому что никак не будет увековечен, в тротуар даже не вмонтируют табличку “вымощено на средства…” “Газпром” посчитал это нескромным. К сожалению, не злых от природы, но озлобленных людей в городе пока хватает.

– Это не покупка города в угоду “Охта-центру”, – упреждает вопросы таких людей Кирилл Иванов. – Я бы не стал связывать две эти вещи. Проект – добрая воля “Газпрома”, благодарность городу, где прошли детские годы.
 
– Может заодно сделать еще одно доброе дело – подогреть тротуары с помощью энергетической компании, чтобы зимой не падать на льду?
– Известно три основных греха на дорогах: ямы, колейность  и, наконец, вмешательство сетевиков. К 300-летию Петербурга отремонтировало “Возрождение” Сенную площадь, я был членом комиссии по гарантийным обязательствам. Через год пришли – ужас, во что превратилось покрытие, – на площади было множество ларьков, и к каждому пришлось протянуть кабель. Так что, чем дальше сетевики от дорог и тротуаров…

– Проект Литейного утвержден, но, как вы рассказали, проект скорее всего продолжится в 2011 году, на одной из улиц. Давайте хотя бы там вымостим тротуары в бело-голубых тонах, любимой гаммы петербуржцев.
– Придется подобрать соответствующие материалы.

– Что тут подбирать? Белый мрамор и лазурит, любимый цвет Екатерины II.
 – У мрамора коэффициент сцепления не тот…

 Продолжавшийся в последующие полчаса мозговой штурм закончился совместным проектом. Но электронной почте в адрес нашего журнала принимаются заявки от петербуржцев – какую улицу им хотелось бы вымостить и в какой гамме. Разумеется, нужно представить веские основания – почему именно эта улица, рациональная и иррациональная необходимость, личные истории, историческая подоплека, фэн-шуй, символика, желательно расчеты по сопромату, но можно и без них … Главное, чтоб идея была интересная и не бессмысленная. “Дормост” берется обеспечить договоренность с “Газпромом”.

С этой недели мы начинаем принимать заявки от петербуржцев на нашем сайте. Девиз конкурса “Улицы – наши кисти, площади – наши палитры/пол-литры” (для кого как, выберите по вкусу).