362 года назад, 4 августа 1662 года, в Москве вспыхнул Медный бунт.
Россия тогда вела войну с Польшей (из-за Украины). Чтобы поправить финансовое положение, правительство стало чеканить медные деньги. Они быстро обесценились. К 1663 году за серебряный рубль давали 15 медных.
Но хитрое правительство платило жалованье обесцененными медными деньгами, а налоги собирало полновесными серебряными, считая их равными по стоимости.
Народ роптал. Зато процветали фальшивомонетчики. А главным фальшивомонетчиком был тесть царя – Илья Милославский. Он возглавлял Приказ Большой казны, то есть по-нашему был министром финансов.
Он поступал так: на Монетном дворе часть денег чеканилась из государственной меди для государства, а другая часть денег – из меди Милославского для Милославского. Целые возы денег отправлялись с Монетного двора в хоромы Милославского.
До такой простой коррупции – заведуя выпуском денег, тупо делать деньги для себя – вроде больше никто и не додумался.
А бунт? А чего бунт? Бунтовщиков наказали, а медные деньги все-таки отменили. Их требовалось обменять на серебряные. За медный рубль давали по десять, по пять, а иногда и по одной копейке. Государство и тут в накладе не осталось.
Глеб Сташков
(другие истории Сташкова – в телеграм-канале «Архивная быль»)
На заставке: Эрнест Лисснер. Медный бунт (1938 г.)