Просто назовите это: Афера Клода Моне

Если на Елисейские поля пришла осень (и неизвестно, что она, как говорил собкор Гостелерадио в Париже товарищ Потапов, принесет простому французу), то к нам и к непростым французам приходит праздник. Отмечаем четверть века самой популярной киносаги о живописи импрессионистов «Афера Томаса Крауна». В этом году юбилей ее премьеры причудливо совпал со 150-летием первой выставки импрессионистов.

.

Афера Рене Руссо о Рене Магрите

Фильм «Афера Томаса Крауна» (The Thomas Crown Affair) вышел в сентябре 1999 года. И сразу получил мордой об стол.

«Назовите ее просто “Афера Рене Руссо”». Так называлась крайне лаконичная и одна из лучших кинорецензий, которые ваш покорный циничный слуга когда-либо читал. Это была рецензия в «Нью-Йорк Таймс». Ее автор, один из самых известных американских кинокритиков 90-х, Кеннет Туран, разделал в пух и прах сюжет и актерский состав только что вышедшего в широкий мировой прокат фильма.

С особой, как говорил Мюллер, 7-й степенью устрашения, авторитет и критик прошелся по Пирсу Броснану с его незатейливой угловатой аферной ролью (Броснан, кстати сказать, был еще и продюсером картины). Но Туран не смог не растаять перед бенефисом Рене Руссо в этой 113-минутной саге о Клоде Моне и Рене Магритте. Картиной Рене Магритта  «Сын человеческий»,  как вы помните, появляется в финальных кадрах ленты.

  • Картина Клода Моне «Сан-Джорджо-Маджоре в сумерках» (фр. Saint-Georges-Majeur au crépuscule) — исполняющая одну из основных ролей в фильме, написана в период с 1908 по 1912 год в Венеции. Является частью серии с видами острова Сан-Джорджо-Маджоре. В настоящее время находится в коллекции Национального музея Кардиффа. Но есть и несколько других версий картины, одна из которых находится в Художественном музее Бриджстоун в Токио.

Эрмитаж бы не отказал Броснану

Пирс Броснан как продюсер старался быть как можно более изощренным и заточенным на успех ленты. В этом ему помогал уже видавший к 1999 году голливудские виды режиссер Джон Мактирнан. Кстати, последний так заигрался в реале криминальной сюжетной линией «Аферы», что в 2010 году на год угодил в места не столь отдаленные от Голливуда. (Что-то не то он сказал суду по поводу незаконной прослушки его другом-продюсером другого голливудского кинодеятеля.)

А вот испанская кинозвезда Эстер Каньядес, сыгравшая в фильме перспективную молодую художницу Аню, реставратора, таланту которой под стать быть заведующей кафедрой реставрации и подделки работ мастеров французского импрессионизма, сама еще в туманной юности увлекалась криминалистикой. И даже готовилась поступить на юридический.

Что касается места проведения съемок, то, конечно же, Броснан вместе с организованной продюсерской группировкой сразу же потребовал у музея «Метрополитен» разрешить доступ для работы над шедевральной лентой в их исторические залы. Однако руководство музея, ознакомившись со сценарной заявкой, почему-то ответило очень вежливым, но крайне решительным отказом. Что испугало искусствоведческое сообщество «Метрополитен», проводили ли они ученый совет по этому поводу, история пока умалчивает.

Нет, чтобы сразу поехать в Эрмитаж и снимать «Аферу» здесь, пока самолеты летали и в такси сажали. (Уж руководство Эрмитажа не смогло бы отказать в благих намерениях Броснану, никаких сомнений тут нет.) Но случилось другое: была нанята мастерская в Голливуде с удивительным, почти английским названием «Студия Трубецкого». Она, собственно, и выполнила все копии работ импрессионистов, которые мы с вами помним в киноленте. Кстати сказать, никогда и ни в одном музее эти картины вместе не экспонировались.

  • Эстер Каньядес и Пирс Броснан

Комик и манекенщица

Роль детектива нью-йоркской полиции была доверена актеру Фрэнки Фэйсону, который никогда в жизни ничего кроме комических ролей не играл. Это прекрасно выстрелило.

И, несомненно, Рене Руссо, практически непрофессиональная актриса, в жизни манекенщица и фотомодель, дала прикурить всему актерскому составу, включая и самого Броснана, которого, надо сказать, она в большинстве эпизодов переигрывает. Но итоговый пафос и одно из сюжетных разветвлений фильма состоит в спасении от депрессии героини Руссо (частного детектива, нанятого страховой компанией) в финале картины. Зато в жизни сама Руссо от депрессии и серьезного психического расстройства лечилась в многочисленных клиниках. И такое бывает.

  • Клод Моне. Автопортрет

Клод Моне в роли Клода Моне

Зато в итоге картина, которая задумывалась как обычная детективная каверверсия фильма-исходника 1968 года, мало того, что набрала почти 125 млн долларов в прокате при бюджете в 48 млн. Она стала, пожалуй, самой популярной хрестоматией по истории импрессионизма и Клода Моне лично.

Сложно здесь говорить о том, что случилось на аукционах Кристи и Сотбис со стоимостью картин Моне после премьеры ленты. Думаю, что ничего не случилось: они как плавно дорожали, так и продолжают дорожать. Но вот с лихим поколением тинейджеров девяностых после этого фильма стало возможным разговаривать о том, что именно ценно в живописи эпохи французского импрессионизма.

И это, вероятно, есть самая главная ценность фильма, который, кстати сказать, практически нигде и ничего, кроме многочисленных критических оплеух, не получил. Оставаясь при этом по сегодняшний день самой популярной лентой о картинах Клода Моне и примкнувших к нему приятелей по вернисажу на бульваре Капуцинов в Париже. Которому нынче исполнилось 150 лет. И который с его бунтарским хулиганским характером, несомненно, и есть главный герой «Аферы».

  • Бюст Клода Моне

Продолжение следует

Уже достаточно давно несколько студий сообщали о съемках сиквела или новой версии фильма, однако они так и не был сняты.

Так, в феврале 2016 года было объявлено, что студия MGM снимет ремейк «Аферы Томаса Крауна», главную роль сыграет Майкл Баварии Джордан. В 2021 появились сообщения, что сценарий напишет Уэсом Туки, продюсерами выступят режиссеры братья Руссо. Но потом опять наступила тишина.

Наконец совсем недавно, в апреле 2023 года, стало известно, что Amazon Stuaios снимет сериал по мотивам фильма. Впрочем,  вряд ли новое кино станет через 25 лет предметом сравнительного исследования  к уже 175-летию первой выставки импрессионистов. Такой парад планет, как поют Анна Герман и Лада Дэнс, бывает всего один лишь раз.

Алексей Шолохов

На заставке: Рене Руссо и Пирс Броснан