Что из себя будет представлять Малая сцена Александринки

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин объявил о начале строительства театрального комплекса «Малая сцена» во дворах на набережной Фонтанки. Работы ведет компания «ГСК», которая строит Мариинку-2, и срок окончания работ у двух театров одинаковый – декабрь 2011 года.

           От момента обнародования идеи реконструкции театральных мастерских Александринки под Малую сцену до начала строительных работ прошло 5 лет. За это время театру удалось сделать две принципиальные вещи. Первая: превратить инвестиционный проект в бюджетный (то есть никакого инвестора уже не будет – только государственные деньги). Вторая: втиснуться в очередь получателей бюджетных средств так, чтобы не оказаться в самом хвосте.

Первоначально инвестор обязывался построить только театральный зал, а все остальные площади использовать на свое усмотрение – отель, жилье и т.д. Переход на бюджет позволит кроме Малой сцены с репетиционным залом над ним создать и другую некоммерческую недвижимость – отдельный репетиционный корпус и медиацентр, использующий новые технологи в театральном деле. В частности, для вузовской подготовки театральных менеджеров, дистанционного образования и трансляции спектаклей онлайн.

Строительство комплекса обойдется в 763 млн рублей (в 2010 году выделяется 250 млн), на оборудование потребуется еще 600 млн. По нашим источникам, общая сумма затрат в документах, утвержденных госэкспертизой, составляет 1,5 млрд рублей, из них бюджет твердо обещал 1,15 млрд.

Комплекс в виде несимметричного трилистника общей площадью 11 тысяч кв. метров спроектировало петербургское архитектурное бюро “Земцов & Кондиайн”, театральный интерьер Малой сцены – римское архитектурное бюро во главе с Массимо Алвизи. Высота зданий не превысит 23 метра, что не выделяет их из окружающей застройки. Вход запланирован с набережной Фонтанки, между домами 49 и 51. Из общего вестибюля с “зеленой” кровлей можно будет попасть в театр (налево), в репетиционный корпус (прямо), в медиацентр (направо). В зданиях будут сочетаться хайтек и кирпич, в дизайне театра используются сдержанная отделка: черный пол, белый потолок, стены из металла “под бронзу”. Театральный зал рассчитан на 300 мест, он может быть трансформирован под любое взаимное расположение сцены и зрителей.

Гендиректор “ГСК” Виктор Кудрин сообщил, что строительство ведется в плотных слоях окружающей застройки с минимальными расстояниями в полметра. Поэтому строители закачивают бетонную смесь под фундаменты соседних зданий. Новые здания не будут заглубляться в землю более чем на 3 метра.

Оптимизм театралов и строителей не разделяют жители соседних домов 45 – 53 по набережной Фонтанки. Еще до начала строительства при сносе прежних построек они ощущали вибрации и опасаются за свои квартиры. Эти дома простроены в XVIII веке и являются выявленными объектам культурного наследия. Дому № 49 повезло больше – он прошел полный капремонт 22 года назад, с домом № 45 этого не произошло. Вдобавок жители лишились закрытого зеленого двора, большая часть земли отошла под стройку.
Кроме того, существуют и принципиальные возражения. Граждане совершенно не против развития театрального дела в Петербурге, но они не понимают, почему комплекс “Малая сцена Александринского театра” надо строить именно в данном месте. По закону “О режимах зон охраны…” в этой части Петербурга запрещено любое новое строительство. Разрешение на возведение Малой сцены Александринский театр получил за два с половиной месяца до вступления в силу указанного закона. Причем в тот момент закон уже был принят ЗакСом и участники процесса знали про будущий запрет. Тогда же жители обращались в Смольный с протестами и получили общие успокоительные ответы.