Город в Ленобласти станет Ноевым ковчегом для теряющих работу в России. На Тихвинский вагоностроительный завод уже переехала первая семейная пара из Тольятти, есть желающие и среди москвичей.
17 марта история с переселением работников АвтоВАЗа из депрессивного города Тольятти в прогрессивный город Тихвин Ленинградской области (см. “Город 812” от 15 февраля 2010 г.) получила продолжение. От предварительных переговоров участники проекта перешли к конкретными действиям. “Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов” (“АРИЖК”) и Группа компаний “ИСТ”, строящая Тихвинский вагоностроительный завод, подписали соглашение о сотрудничестве в рамках пилотного проекта госпрограммы “Переезд”. В Тихвин переехала первая семейная пара из Тольятти.
Тихвинский вагоностроительный завод готов принять квалифицированных рабочих, менеджеров, инженеров не только из Тольятти, но и из других городов. На пилотный проект АРИЖК выделило 500 млн рублей, а группа “ИСТ” готова за эти деньги обеспечить жильем первые 400 семей. Запуск Тихвинского вагоностроительного завода запланирован на конец 2010 года. К этому моменту будет достроено жилье, достаточное для первой партии переселенцев. К 2012 году “ИСТ” хочет построить для своих рабочих 2 775 квартир, планируя нанять 3 500 работников, как из числа приезжих, так и из числа жителей Ленинградской области (потому квартир меньше, чем работников). Затягивать с решением, однако, не стоит. Как известно, видовые квартиры уходят в первую очередь, а виды в Тихвине потрясающие – чего стоит один только вид на разливающуюся по весне и затапливающую полгорода речку Тихвинку.
Строящуюся недвижимость к элитной не отнесешь, но по цене 26-27 тыс. руб./м2 лучшего вы не сыщите не только во всей Ленинградской области, но даже в Петербурге. Так что конкуренция за рабочие места и, соответственно, квартиры, должна развернуться нешуточная. Повезет не всем.
Государственная программа “Переезд” в первую очередь рассчитана на рабочих, уже имеющих кое-какой капитал или имущество, квалификацию, но попавших под угрозу сокращения. Лимит кредита, который выдаст АРИЖК на покупку новой квартиры в доме, который построит ИСТ, – не более 80 % от стоимости уже имеющейся у претендента квартиры. Если этих денег не хватит, можете взять ипотечный кредит у любого банка. При этом залогом по займу от АРИЖК должна стать ваша старая квартира, а залогом по дополнительному кредиту от банка – новая.
Алгоритм получения нового жилища таков. Проходите собеседование с работодателем от Тихвинского вагоностроительного завода (они будут периодически выезжать в другие города, для начала в Тольятти, чтоб набирать рекрутов). После одобрения кандидатуры звоните в АРИЖК (с прошлой недели работает телефон горячей линии), агентство оценивает вашу квартиру и определяет лимит кредита. Получаете первый транш по кредиту от АРИЖК (кредитует не только покупку новой квартиры и сопутствующие расходы, но и переезд), устраиваетесь на работу, живете в общаге, пока проходите испытательный срок, и выбираете новую квартирку. Выбрали и успешно прошли испытания? Оформляете новую квартиру в собственность, а старую – в залог, АРИЖК начинает за вас расплачиваться по кредиту, а вы работаете на заводе в Тихвине (еще лет 5-10 как минимум – таково условие завода) и пытаетесь продать квартиру в Тольятти. Как человек, имеющий опыт продажи собственной квартиры, могу сказать, что продавать квартиру, находясь от нее на расстоянии 1,5 тыс. км, довольно трудно. Очевидно, придется нанять доверенное лицо.
Через 2 года или раньше, продав квартиру, полностью расплачиваетесь с АРИЖК, отдав ему основную сумму кредита, плюс проценты, которые составят от 9,5 до 12 %. Все! Квартира ваша, по крайней мере, до тех пор, пока не уволитесь с завода. Но кто же с него уволится? Какой сумасшедший не постарается, чтобы и его сын пошел по стопам, став слесарем Тихвинского вагоностроительного завода с пропиской в самом процветающем регионе России?
Впрочем, программа “Переезд” рассчитана и на тех, у кого есть квартира, купленная в ипотеку, но расплатиться по кредиту еще не удалось и вряд ли удастся. Таких среди клиентов АРИЖК сегодня – 5,5 тысяч человек. Это люди, в свое время бравшие ипотечные кредиты у банков и просрочившие текущие платежи. Многим из этих заемщиков помогли, выдав т.н. стабилизационный займ сроком на 1 год по стандартной программе АРИЖК. Не у всех за год финансовое положение стабилизировалось.
Теперь у таких людей две возможности – либо сидеть в Тольятти и ждать у моря погоды, рассчитывая, что производство на АвтоВАЗе возрастет; либо не ждать, а сразу устроиться на Тихвинский вагоностроительный по вышеописанной схеме, получить новый кредит и жилье, продав купленную в кредит квартиру в Тольятти. Через пару лет начать расплачиваться и т.п. Может ли та же квартира быть залогом сразу по двум кредитам – по старому и по новому? Вопрос тонкий, но разрешимый.
Сложнее другое: сможет ли уже проштрафившийся кредитор вернуть накопившиеся долги и расплатиться по новому кредиту, получая зарплату в 25-30 тыс. рублей? АРИЖК уверено, что сможет. За счет роста цен на недвижимость в Тольятти, который произойдет в ближайшие 2 года.
– Многие говорят о том, что цены на жилье могут сильно упасть в результате отъезда из города людей, но этого не может произойти, – рассуждает Андрей Языков, директор ОАО “АРИЖК”. – Во-первых, наша программа дает возможность реализации жилья с отсрочкой. Во-вторых, снижение темпов жилищного строительства при росте рождаемости неизбежно вызовет спрос на жилье. Если сбудутся прогнозы экспертов, через 2 года недвижимость прибавлять в цене. Если цены не вырастут, в первый год Агентство берет в большей части риски на себя.
Как бы то ни было, среди 16-ти миллионов жителей моногородов в 11-ти проблемных регионах появились первые желающие переехать в Тихвин.
– Анкеты заполнили 240 кандидатов из Тольятти, – рассказывает Владислав Вершинин, директор группы “Ист” по корпоративным коммуникациям. – На днях переехала в Тихвин и начала работу на заводе первая семья ИТР.
Семейная пара – выходцы из дочернего предприятия АвтоВАЗа, группы компаний “ВАЗинтерсервисснаб”. Елена Петрянкина до переезда в Тихвин, работала замом гендиректора по качеству этого предприятия, а Сергей Розенбах был замом технического директора там же. Теперь Елена Николаевна – начальник отдела интегрированных систем менеджмента на Тихвинском вагоностроительном заводе (по факту тоже директор качества), а Сергей Евгеньевич – инженер лаборатории металлографии и мех. испытаний дирекции качества ТВСЗ. Квартиру они пока не выбрали.
К сожалению, рассказали нам в группе ИСТ, руководство АвтоВАЗа и города Тольятти “не препятствуют программе “Переезд”, но не помогают”. Их можно понять – сейчас они пытаются получить миллиарды рублей на поддержку производства на АвтоВАЗе от правительства России, а если все рабочие и ИТР рванут в Тихвин, тратить эти деньги будет решительно не на что. Столкнувшись с пусть неявным, но сопротивлением, в Тольятти, группа ИСТ ведет сейчас пропаганду в Набережных Челнах и Нижнем Тагиле.
– На данный момент в нашу службу кадров поступило более 2 500 заявок из более чем 30-ти городов России, включая сам Тихвин и Ленобласть, – говорит Владислав Вершинин. – В том числе 4 человека из Москвы: специалист IT, специалист по маркетингу, кадры-HR, специалист по транспортной логистике.