Музей Фаберже запустил выставочный трехлетний сериал «Открытий мир», посвященный российским регионам. Первая серия называется «Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона». Потом будут Пермь, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону и далее до Камчатки.
Фанатов Фаберже просят не беспокоится. Императорские пасхальные сувениры и другое ювелирное искусство осталось на своих законных местах в Шуваловском дворце. Просто в комплексе усадьбы существует северный флигель, который приспособлен для выставок любого профиля. Он открылся в 2023 году большой выставкой Бориса Григорьева.
Теперь – «Открытый мир», его куратором стал Владимир Назанский, перешедший в Музей Фаберже из Эрарты и хорошо знакомый с художественной ситуацией в регионах, особенно Урала и Сибири. В свое время Назанский начинал кураторскую деятельность в Новосибирске.
При подготовке екатеринбургского проекта кураторская группа отсмотрела по госкаталогу собрания музеев Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Ирбита, сайты галереей и художников, в том числе тех, кто перебрался с Урала в столицы. В общей сложности они изучили несколько тысяч работ в самых разных видах визуальных искусств.
В итоге, вполне себе репрезентативном, было отобрано 122 произведения 53 авторов. Они созданы начиная с 1960-х годов и до наших дней. Куратор посетовал, что очень хотелось показать замечательные работы 1920-х – 1930-х годов, но это потребовало бы изменения заданной изначально концепции показывать живущих или недавно ушедших авторов.
Отдельным разделом выставки стал показ современного уральского камнерезного искусства.
.
Выбор куратора
Миша Брусиловский. «Урал. 1942 год». 1967.
Канонический образец «сурового стиля», захватившего тогда многих серьезных советских художников.
.
Владимир Наседкин. Триптих «Планета Земля. Екатеринбург. Уралмаш». 2010.
Полотна созданы с использованием «показаний космических снимков». Это напоминание о футуристических планах индустриализации Урала.
.
Эрнст Неизвестный. «Кентавресса». 1987.
Знаменитый скульптор всегда помнил, откуда он родом. Его показ в уральском проекте – омаж кураторов.
.
Общество «Картинник». «Прожить хотя бы раз хоть день, хоть год, хоть час». 1990-е.
За названием общества скрывался коллектив авторов во главе со Стариком Б.У. Кашкиным, в миру – Евгений Малахин (1938-2005). Этот легендарный персонаж, начинавший с «примитивов», породил уральский перфоманс и ныне широко известный екатеринбургский стрит-арт.
.
Выбор Города 812
Евгений Седухин. «Симфония шестой домны». 1979.
Это полотно не про стройки социализма, в нем мечта о русском авангарде – лучизме, супрематизме, конструктивизме.
.
Владимир Наседкин. «Кресло №1». 1993.
В полный рост – пристрастие художника к недосказанности и эстетическим намекам.
.
Наталья Чуднова. «Игра». 1989.
Это игра в иносказание, в которое каждый зритель может вложить свои смыслы. От детских пряток до гендерной проблематики.
.
Николай Федореев. «Артефакт». 1994.
Что такое ваучер (приватизационный чек) и на какой крючок попадались его владельцы, двумя словами не скажешь. Это надо было пережить.
Выставка работает по 16 марта.
Борис Вадимов