Илью Трушевского наградили «Моральной поддержкой»

В московском арт-центре «Винзавод» вручили ежегодную премию «Соратник». В рамках мероприятия представитель «Винзавода» Николай Палажченко по собственной инициативе отметил четырех опальных художников, среди которых оказался и обвиняемый в изнасиловании петербуржец Илья Трушевский. Ему вручили приз «Моральная поддержка».

        Ситуация удивительна тем, что художника по сути наградили за обвинение в изнасиловании, ведь не будь Трушевский замечен в этом скандальном деле, вряд ли кто-нибудь захотел бы его подбодрить. Арт-общественность в лице господина Палажченко попыталась поддержать Трушевского в ситуации “при которой институции и кураторы дистанцируются от коллег, находящихся под следствием, исключая их из художественной жизни и отрезая им возможности для профессиональной самореализации”.

Помимо Трушевского, приз вручили осужденному художнику Артему Лоскутову, находящемуся под следствием художнику Яну Пищикову и куратору Андрею Ерофееву. Организаторы церемонии отмечают, что они не дают “оценку правомерности заведения уголовных дел и поступков, этому предшествовавших. Своим жестом мы призываем художественное сообщество к цивилизованной дискуссии вокруг любых, в том числе и сложных с точки зрения морали проблем”. Решение наградить Трушевского, как художника имеющего проблемы с законом, принимал именно Николай Плажченко. “Винзавод” старательно открещивается от сомнительной персоны художника, но дипломатично заверяет, что таким образом он хотел поспособствовать развитию толерантности в богемном сообществе.

Реакция на сомнительную премию последовала незамедлительно. Российская секция Комитета за рабочий интернационал (КРИ) призвала общественность к бойкоту центра современного искусства “Винзавод”. Члены КРИ посчитали, что “Винзавод” поставил в один ряд изнасилование и “дела художников, преследуемых за социальную активность и недостаточную лояльность власти”. Своими действиями организация планирует разоблачить “сексистскую, патриархальную позицию руководства центра и его поддержку насилия над женщиной”. Акцию, скорее всего, поддержат феминистки, для которых фигура Трушевского стала символом насилия. Удивительно, но бойкот одобрили и некоторые художники и галеристы. Артем Лоскутов, один из лауреатов премии, заявил в своем блоге, что, о своем награждении он узнал из Интернета, и “сомнительное соседство особых чувств не вызвало”.

Напомним, что Илья Трушевский стал широко известен после истории об изнасиловании, всколыхнувшей блогосферу в начале мая. До этого он занимался созданием арт-объектов, его выставки успешно проходили в Москве и Петербурге. В начале мая петербургский поэт Николай Нефедов (nnikif), остановившийся погостить у Ильи в Москве, ночью услышал громкие крики девушки. Петербуржец сделал вывод, что Илья и его друг насилуют пьяную девушку, которую они привезли из клуба “Солянка”. Оценив свои силы и поняв, что самостоятельно справиться с насильниками он не сможет, Николай пошел в милицию и сдал Илью. После прохождения стандартных юридических процедур, Илью отпустили под подписку о невыезде. Вернувшись домой Николай и Илья описали ситуацию в своих ЖЖ. Блогеры были возмущены цинизмом Ильи, который оскорблял и свою жертву, и свидетеля. Между тем в милиции он сознался в том, что участвовал в изнасиловании, однако большую часть вины переложил на своего приятеля-хипстера, который вовремя успел уйти из квартиры, и так и не попался следователям.

В блогосфере завязалась интересная дискуссия о том, что же все-таки произошло, и можно ли судить художника как обычного человека. Стоит отметить, что защитников Трушевского было гораздо меньше, чем обвинителей. Зато какие это были интересные люди! Буквально через пару дней после инцидента за Илью стали вступаться участники движения “НАШИ”, что дало повод для слухов о том, что Илья если и не состоит, то наверняка сотрудничает с молодежным движением. От общения с прессой молодой художник отказывается, поэтому он не почтил своим присутствием даже передачу “нашистки” Маши Дроковой “Живая среда” на канале Russia.ru, целью которой было помочь обвиняемому. Передача все равно состоялась, и разговор велся в нужных интонациях.

Борьба за честное имя Ильи Трушевского ведется уже второй месяц. Для интересующихся развитием дела было даже создано персональное жж-сообщество подследственного “Илья Трушевский как зеркало современного российского искусства”. На сегодняшний день о судьбе 17 или 18-летней (точный возраст девушки неизвестен) жертвы группового изнасилования также ничего неизвестно. Илья, получив несколько тысяч нелестных комментариев, удалил многие записи из своего блога, а свидетель Николай также предпочитает больше не упоминать эту историю.

Мнения блогеров о вручении “Моральной поддержки” Илье Трушевскому:

halfaman
“Я понимаю, что после этого заявления еще два десятка людей со мной здороваться не будут, но все равно скажу что считаю должным: “Винзавод” правильно сделал, что поддержал Илью Трушевского”.

aid_a
“Вы то должны были понимать, что отводя специальную категорию и называя все это “моральной поддержкой” Вы четко разделяли творчество и судебные разбирательства и склонялись в поддержке к последнему? Понимаете, если вручить насильнику премию “лучший натюрморт”, это будет подчеркивать его талант. А если делать специальную категорию под его жизненный случай, то это выражает Ваше сочувствие непосредственно к нему. По сути даже, если Вы хотели его морально поддержать, то наймите адвоката хорошего, а если Вам на самом деле важно, что этот человек творит, то не исключайте его из участия в конкурсах по основным категориям! НЕТ В ИСКУССТВЕ СОЧУВСТВИЯ, ЕСТЬ ТОЛЬКО ПРИЗНАНИЕ!”.

Анонимно
“Я насчет всех номинантов не скажу, я скажу про то, что знаю. Про ситуацию с Трушевским. Декларируемая и нескрываемая моральная (на самом деле очень даже материальная) поддержка лицу, которое если даже и не совершило того, о чем все говорят, а попросту вляпалась в такую недвусмысленную ситуацию (а это уже показатель; зная все детали, могу сказать точно, что это попадание в любом случае было вызвано его ДЕЙСТВИЯМИ, а не тем, что его, например, “оговорили”) вызывает много вопросов о тех личностях, которые придумали его так “наградить”. Это же премия, значит наградили. Кого? Человека, который подозревается в изнасиловании, кем он ни будь, художником, дворником, библиотекарем или менеджером среднего звена? Это все дурно пахнет. Про Трушевского понятно, но после приза запах переносится и на тех, кто его “отметил” таким образом. Хотели помочь – ок, просто дали бы денег. По-тихому. Не крича об этом и не раздувая инф. повод”.

Юрий Аввакумов
“”Моральная поддержка” к премии Соратник никакого отношения не имеет. Частная акция Винзавода, нелепая, малопродуманная просто была приурочена к вручению премии на территории Винзавода. И поэтому, к большому сожалению, у многих создалось впечатление, что “поддержка” исходит от всего художнического цеха”.

Алексей Ковалев
“Предлагаю переименовать премию в “Хорошими делами прославиться нельзя””.

morra_lemboy
“Если Трушевского сейчас отмажут (а такая вероятность не исключена), дела об изнасиловании, домашнем насилии, харасменте на рабочем месте станет возбуждать еще сложнее (если есть куда еще).
Трушевский может стать прецедентом посаженного насильника. А может стать прецедентом демонстративно не посаженного, отмазанного и даже завуалировано-поощренного насильника”.