Начиная с 2011 года автомобилисты, по версии вице-премьера правительства Сергея Иванова, перестанут получать и оплачивать ежегодные квитанции на 500 – 20 000 рублей (в зависимости от мощности машины и региона). Бензин подорожает, зато налог будет распределен по справедливому принципу «кто больше ездит, тот больше платит».
Известно, что собираемость транспортного налога не слишком высока, несмотря на то что с неплательщиками налога активно борются с привлечением службы судебных приставов. Если налог включить в стоимость бензина, об этой проблеме можно будет забыть.
Именно такой реформы, кстати, требовали лидеры движений, объединяющих “несогласных” автомобилистов, – ФАР, ТИГР и “Свободы выбора”. Сейчас они празднуют победу, правда, настороженно. Никто еще не знает, на сколько увеличится стоимость бензина, будет ли налог-акциз скорректирован под каждый регион.
А пока предварительные подсчеты показывают, что новая система болезненно отразится на владельцах немощных (менее 100 л.с.) машин, которые много ездят по городу, в том числе с целью заработка.
Хозяева мощных джипов, налог за которые сейчас исчисляется десятками тысяч рублей, наоборот, выгадают. Непонятно, что будет с нынешними льготниками – владельцами машин мощностью до 70 лошадиных сил, ветеранами и т.п. В случае включения налога в цену бензина им придется платить налог на общих основаниях. Еще непонятно, как власти намерены поступить с обладателями автомобилей, работающих не на бензине, а на газе.
“Я слышал, что замминистра финансов Сергей Шаталов не поддержал идею отменить налог, поэтому и не собираюсь преждевременно радоваться, – заявил председатель петербургского отделения ФАР Алексей Шумак. – Скорее всего, и бензин подорожает, и налог отменен не будет. Вообще, по нашим подсчетам, налог будет справедливым только если бензин подорожает на 51 копейку/литр”.
Похожую цифру – 53 копейки – назвали и представители ТИГРа – товарищества инициативных граждан России. Александр Расторгуев, координатор движения ТИГР, разъяснил, что и теперь “тигры” ждут подвоха, например, увеличения стоимости газа – и это после того как автомобилистов уговаривали “пересесть” на газомобили, освобождая их от всяческих сборов.
“По нашим подсчетам, – говорит Расторгуев, – бензин в России, как в нефтедобывающей стране, не относящейся к Западной Европе, должен стоить не больше 10 – 15 рублей за литр, а он стоит – 22. Думаю, наиболее адекватным шагом со стороны властей стало бы уменьшение стоимости литра – хотя бы на те же 53 копейки. Тогда граждане будут покупать бензин по прежней цене, но при этом – отчислять упомянутый налог и знать, что они его платят, что на эти деньги будут строиться дороги и т.п. А в том, что сейчас цена на бензин неоправданно завышена, должны разбираться антимонопольные службы”.
Впрочем, большинство опрошенных Online812 аналитиков наиболее вероятной считают сумму акциза в 1 рубль/литр – это примерно 4 процента от стоимости топлива. Для водителя, который проезжает в год не больше 20 тысяч километров, а сейчас платит транспортный налог в 2000 рублей (то есть владеет зарегистрированной в Петербурге машиной мощностью до 100 л.с.) – такой акциз будет примерно соответствовать ежегодному налогу. Если цену бензина увеличат только на 50 копеек, такой автовладелец даже выиграет.
“Допустим, новая схема болезненно ударит по владельцам недорогих машин, – отметил экономист Андрей Заостровцев. – Пусть старые “Жигули” мало вредят асфальту, зато они вредят атмосфере. Я считаю, новый закон – справедлив. Это правильнее, чем вводить акциз на шины, потому что они стираются тем быстрее, чем больше ездит машина. Была такая идея у наших депутатов. И правильнее, чем замерять у каждой машины ежегодный пробег и в соответствии с ним назначать налоги”.