Впервые задержанному после «Марша несогласных» дали реальный тюремный срок. 56-летний Сергей Махнаткин был осужден на 2,5 года за то, что в ходе несанкционированной акции на Триумфальной площади 31 декабря 2009 года при задержании сломал нос милиционеру.
По версии защитников Сергея Махнаткина, 31 декабря он просто шел мимо в тот момент, когда на площади разгоняли очередной митинг. Увидев, как сотрудники милиции схватили женщину (ей оказалась 70-летняя член ОГФ Раиса Вавилова), он вмешался и заступился за нее, за что и был посажен в автобус вместе со всеми остальными, а затем доставлен в отделение. По словам Махнаткина, в автобусе его приковали наручниками и избили в присутствии 9 свидетелей. В милиции он написал жалобу на то, что его избили сотрудники ОМОНа. В ту ночь он стал единственным из всех задержанных, кто провел праздник в отделении – всех “несогласных” отпустили раньше.
До 1 июня Сергей Махнаткин находился под подпиской о невыезде. В первый летний день его вызвали якобы для опознания тех, кто его избивал. В кабинете у следователя гражданин был арестован, и вскоре начались судебные слушания.
По словам Сергея Махнаткина и сторонников оппозиции, он не принадлежал ни к какой политической организации, и действительно оказался случайным прохожим – шел в гости отмечать Новый год. В сумке у него была бутылка шампанского и баночка икры.
Несмотря на большой шум, поднятый вокруг судебного процесса, приговор был суров. Член фракции Объединенного гражданского фронта “Свободные граждане России” Татьяна Кадиева, свидетель тех событий, рассказала “Радио Свобода”, что на суде пострадавшего сержанта милиции 2-го милицейского полка Моисеева не было. По ее словам, к свидетелям защиты, убеждавшим, что не Махнаткин дрался с милицией, а напротив, били как раз его, судья Тверского районного суда Александра Ковалевская не прислушалась. Защита Махнаткина уже заявила, что собирается оспорить решение суда.
Между тем большая часть блогеров находится на стороне Сергея Махнаткина, и считает, что он осужден незаконно. Блогосфера пестрит сообщениями вроде “свободу Махнаткину!”. Мало кто верит, что пожилой человек мог избить милиционера. Блогер may-antiwar пишет, что “Мохнаткин этот реально мне по плечо, пожилой уже человек. Рассказывают, что ему не удалось договориться с адвокатом: адвокат говорил: сделаем тебе год условно, а Мохнаткин, неофит, не ведающий, как выносятся у нас приговоры, – заявлял, что согласен только на полное оправдание, потому что никого не бил и сумеет доказать свою невиновность. Он ошибался”. “Махнаткин никого не избивал, есть свидетели. Это одинокий, бедный и вдобавок странный человек” – пишет kopatych. Большинство верит, что правозащитникам удастся отсудить 56-летнего жителя Тверской области. “А Махнаткина обязательно отобьем, всем миром. Не может быть никаких компромиссов” – надеется jabberwokie. Многих эта история даже побудила к участию в “маршах”. Например, блогер svetlich_lj пишет: “давно собиралась на Стратегию-31, но не ходила пока. А сейчас обязательно пойду, особенно после позорного судилища над Махнаткиным. Не надо нас пугать. Приду, на какой бы площади это ни состоялось. До встречи 31 июля!”. “Надо делать кампанию в том числе подписную в Интернете в защиту Махнаткина!” – предлагает semenale.
Некоторые даже увидели злой умысел в том, что засудили человека с такой редкой фамилией. “Власти показали превосходное чувство стиля, сделав первым несогласным, посаженным в тюрьму, человека по фамилии Махнаткин. Акции под лозунгом “Свободу Махнаткину!” – обязательные, коль скоро речь идет о человеке, осужденном необоснованно – обречены на меметичность в этих наших интернетах. И не только в них. Говоря проще, над Махнаткиным как медиа-объектом и “знаменем несогласных” будут ржать” – иронизирует scottishkot.
Дело Махнаткина – редкий случай, когда практически все придерживаются одной точки зрения. При проведении мониторинга, нами была встречена только одна альтернативная версия событий, высказанная Pravda.ru. По мнению журналистов издания, в деле Махнаткина не все так однозначно. “Если ознакомиться с роликом “Граней.Ру”, датированным 7 февраля 2010 года, на котором “пострадавшие” 31 декабря рассказывают о митинге на Триумфальной площади, можно узнать немало интересного. К примеру, выясняется, что Махнаткин прекрасно знал, куда он попал… И хотя остается “за кадром”, являлся ли он в этот момент активистом какого-либо оппозиционного движения, тем не менее, из видео четко следует, что он шел к “своим” и был знаком с участниками несанкционированного митинга. … Таким образом, версия оппозиции о “случайном прохожем, вступившемся за женщину” не выдерживает абсолютно никакой критики”.