Два года назад Валентина Матвиенко одобрила адресную программу установки городской скульптуры в новых районах Петербурга. За два года по этой программе ничего не сделано. Более того, возможно, программу уже украли.
Два года – и ничего
Давно, 29 февраля 2008 года, прошло совещание с участием Валентины Матвиенко, на котором говорили об озеленении и создании монументально-декоративного оформления Петербурга.
Решили (так следует из протокола совещания, а если это совещание с участием Матвиенко, то резолютивная часть протокола – обязательна к исполнению чиновниками), что надо подготовить постановление правительства СПб об обязательном отчислении застройщиком средств на создание и установку архитектурно-художественных произведений в городской среде. Установили срок – 1 июля 2008 г. Пункт 6.11: “При новом строительстве и реконструкции улично-дорожной сети предусматривать размещение малых архитектурных форм, включая элементы городской скульптуры”. Пункт 8.5: “Подготовить Адресную программу установки городской скульптуры в новых районах СПб”. Срок – март 2008 г.
30 марта 2008-го адресная программа архитектурно-художественного оформления новых районов СПб, которую подготовил Региональный архитектурно-художественный фонд (РАХФ) и которую все одобрили, была сдана в Комитет по градостроительству и архитектуре.
Сегодня можно уверенно констатировать: за два года в практическом плане по Адресной программе не сделано ровным счетом ничего.
В частности, нет информации о подготовке даже проекта постановления правительства об обязательном отчислении инвестором средств на создание и установку архитектурно-художественных произведений в городской среде. Поэтому доминируют типовые решения благоустройства вновь застраиваемых участков: парковка – площадка – помойка.
Хотя отдельные застройщики поняли, что индивидуальный подход к строящемуся объекту выгоден хотя бы потому, что изменяет имидж фирмы в лучшую сторону.
Однако в целом ситуация только усугубилась, что я уже связывал с отсутствием в СПб главного художника. Его не заменяло и входившее в КГА Управление эстетики городской среды во главе с Ксенией Даниловой. Однако 1 июня стало известно, что управление ликвидировано, а Данилова уволилась, вместо управления создан отдел с неизвестными пока функциями и полномочиями, что в общем-то ничего не изменило по сравнению с тем, что было раньше, поскольку Управление эстетики было сугубо бюрократической структурой. Люди из этого управления никогда не подавали голос, ни разу не огласили какую-то программу, хотя бы список…
Поэтому пока практически некому заниматься памятниками и декоративными скульптурами, устанавливают их практически стихийно. В списке памятников и скульптур, установленных в 2009 г. было несколько примеров бездумной и особенно неудачной установки объектов, появление которых напрямую связано с отсутствием главного художника и недееспособностью Управления эстетики городской среды. Таковы, например, памятники Шостаковичу и Есенину в Выборгском районе, а также скульптуры львов – как у входа в клуб “Талион” (в 2009 г. к четырем стоявшим здесь ранее добавили еще четыре – у другой двери), так и у входа в Garden Cafe пятизвездочной гостиницы Sokos Hotel Palace Bridge (Биржевой пер., 2 – 4). Львов для гостиницы сделал неизвестный халтурщик, а приобрели львов в хозяйственном магазине. Дешевку установила финская фирма Vallila Interior.
Это же относится к появлению натуралистически выполненной фигуры кучера около двух муляжных коней на пересечении 6 – 7-й линий и Среднего пр. В.О. Вместо того чтобы этот нелепый аттракцион, представляющий собой противоестественное сочетание настоящего вагона с конями из пластмассы, вообще убрать, его еще и продолжают наращивать.
Львов вообще никто не обсуждал и не разрешал, они поставлены самовольно, а по своим свойствам таковы, что их нужно немедленно демонтировать. Это же относится и к так называемому “памятнику Осипу и Надежде Мандельштам” Х. де Мюнк (Нидерланды), который поставили (открытие состоялось 25 мая 2010 г.) на якобы охраняемой территории – возле здания Двенадцати коллегий, которое является охраняемым памятником федерального значения. Вещь убогая сама по себе, к тому же поставлена в запретном месте (равно как и нелепый “Универсант”, самовольно установленный у того же здания со стороны Менделеевской линии).
Любопытно, что филологический факультет не разрешил поставить памятник Мандельштамам в “Парке современной скульптуры”; не было получено разрешения и на установку в саду Шереметевского дворца – там, где расположен Музей Ахматовой, тем более что сад и так захламлен тремя уродливыми объектами, которые давно надо было демонтировать. В итоге приткнули возле здания Трезини – только потому, что в городе нет эффективных инстанций контроля в виде КГИОП и КГА.
Наоборот, адресная программа (ее содержание см. в справке “Что в программе”) представляет собой продуманный и эстетически осмысленный документ, прошедший все положенные обсуждения и согласования.
В пояснительной записке к адресной программе авторы указывают: “Естественно, дорогостоящее благоустройство с применением уникальных технологий и материалов, с включением в проект скульптуры, фонтанов, авторского металлодекора, не может быть массовым, проектироваться для каждого двора, которых в СПб несколько десятков тысяч. В основном при комплексном благоустройстве дворов проектировщики ограничиваются качественным мощением, устройством газонов с металлическими ограждениями, установкой типовых светильников, урн, скамеек. Но все-таки в каждом районе должна появиться “эстетическая доминанта”…”
В лихорадке буден
16 октября 2008 г. на заседании художественной секции Градостроительного совета СПб Адресная программа была рассмотрена и одобрена.
20 ноября 2008 года у зам. председателя КГА, главного художника СПб Шереметьева состоялось совещание по подготовке проекта постановления правительства СПб “Об обязательном отчислении застройщиком, инвестором… средств на создание и установку архитектурно-художественных произведений в городской среде”.
Тут выяснилось, что по данному вопросу есть разногласия между КГА и Комитетом по строительству, и вообще все не так уж просто. Поэтому в п. 1 решения указали, что лучше ставить объекты декоративно-монументального искусства на бюджетные деньги, а их добыть путем изменения методики определения арендной платы за земельные участки – с таким расчетом, чтобы отчисления в бюджет выросли на 2% от общей стоимости аренды. А также предусмотреть выделение из бюджета средств на создание и установку монументальных произведений.
Пунктом 2 предусмотрели возможность включить требования о создании декоративно-монументальных объектов за счет инвесторов в заключение КГА о возможности строительства. Особо оговорили – с учетом плачевного опыта: “Предусмотреть, что объемно-пространственные характеристики и место расположения архитектурно-художественных произведений будут определяться КГА самостоятельно”.
Первый вариант адресной программы РАХФ подготовил по договору с КГА на сумму 100 000 руб. Программа была одобрена на совещании с участием губернатора 29 февраля 2008 г., после чего работу надо было продолжать, и был заключен договор между КГА и РАХФ о разработке Адресной программы (стоимость 250 000 руб.). Альбом с разработкой 13 адресов был сдан в КГА 14 июня 2008 г., после чего был подписан главными художником и архитектором и председателем КГА и отправлен из КГА на согласование в администрацию СПб.
А вот после этого “и” больше ничего с 2008 года и не произошло. Дальше идут одни только “не”. Из КГА в РАХФ не вернули подписанный экземпляр договора. КГА не оплатил сделанную работу. Более того, не признал факт заключения договора.
То есть получилось, что оба варианта адресной программы были сданы исполнителем (РАХФ) в КГА на утверждение, как утверждает директор РАХФ В. Сиваков, но оба были потеряны. И ни одного договора в КГА тоже нет. И следов нет.
Отыскался след Тарасов
Однако что в этой связи крайне удивило директора РАХФ В. Сивакова, так это то, что каким-то загадочным образом КГА 26 февраля 2009 года направил пилотную адресную программу “Каждому дому – свое лицо” губернатору на утверждение, потом еще и доложил губернатору о том, что Адресная программа подготовлена, что было предусмотрено протоколом уже упоминавшегося совещания с участием В. Матвиенко от 29.02.2008, потом специальным письмом попросил согласовать программу для включения ее в проекты благоустройства территорий районов. И, наконец, в мае 2009-го КГА опять напомнил о выполнении пункта 8.5 и попросил “считать данное поручение выполненным”.
Последнее письмо датируется концом октября 2009 г. – в нем КГА просит рассмотреть возможность включить адресную программу в бюджет 2010 г. и просит на ее подготовку 500 тыс. руб. Копии всех этих писем были обнаружены.
Как писал Гоголь, “отыскался след Тарасов”!
И возник естественный вопрос: а не та ли это утерянная программа “Каждому дому – свое лицо”, которую РАХФ разработал, передал в КГА 14 июня 2008 г. и которую КГА потерял вместе с договорами на общую сумму 350 тыс. руб.? И не получилось ли так, что опытнейшие юристы и честные чиновники КГА “в сплошной лихорадке буден” не обратили внимания на то, что отправили губернатору чужую работу, выдав ее за свою и отчитавшись чужой работой об исполнении пункта 8.5?
Если все то, что я сугубо гипотетически предположил, верно, то тут виден состав преступления, предусмотренный ст. 146 УК РФ “Нарушение авторских и смежных прав”, причем ее пунктами 3б или 3г, т.е. это либо незаконное использование объектов авторского права, совершенное организованной группой, либо лицом с использованием своего служебного положения. За что предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет с приятной суммой штрафа в размере до 500 000 рублей. Если проанализировать, то КГА – это организованная группа.
Стоит лишь отметить в заключение, что верхняя граница штрафа равна той величине, которую КГА просил предусмотреть в бюджете на подготовку реализации Адресной программы. Так что если пустить в дело 146-ю статью УК РФ, то нужную сумму можно просто взять в виде штрафа с кого-то из чиновников КГА, а из бюджета ничего и брать не надо!
Тем более что из бюджета на 2010 год ничего и не дали на эту многострадальную Адресную программу, и она опять не выполняется.
Что в программе?
По сравнению с тем, что предлагалось в 2008 г., возникло много изменений, второй вариант лучше продуман, конкретен, и есть смысл описать состав программы, хотя бы в основных чертах.
1. Памятник Александру Блоку. Скульптор Е. Ротанов, арх. В. Спиридонов. Бронза, гранит. Высота 4,5 м. Многострадальный проект, одобренный Градостроительным советом и игнорируемый чиновниками, поскольку в отличие от Рериха или Цоя Александр Блок не имеет “фанатов”. На этот раз памятник, который у Ротанова существует в трех вариантах, предлагается установить на ул. Декабристов неподалеку от музея великого поэта. Стоимость 5 млн руб.
2. Две декоративные композиции на Митрофаньевском шоссе рядом с реставрированным “Депо № 1” (наб. Обводного канала, 118). Автор В. Сиваков, материал – черный и цветной металл, гранит, высота 3 – 4 м, стоимость по 700 тыс. руб. каждая. Стиль я называю “утиль-дизайн” – объекты делаются из деталей машин, из остатков станков, что очень удачно корреспондирует с эстетикой промышленных зданий, нынче преобразуемых в офисные зоны. Понимающие люди знают этому цену, отреставрированное на деньги инвесторов здание “Депо № 1” сейчас уже стало едва ли не уникальным примером сохранения подлинной промышленной архитектуры и превращения его в стильный офис.
3. Композиция “Аполлон и Дафна”. Скульптор С. Борисов. Нержавеющая сталь. 3 х 6 х 1,5 м. Предлагается к установке возле входа в наземный павильон станции метро “Парнас”. Стоимость 900 тыс. руб.
С. Борисов – скульптор, который создает абстрактные композиции. Их можно было видеть на его выставках – одна из них, “Интуиция пространства”, прошла в августе – сентбяре 2008 г. во дворе Михайловского замка. Одна из работ с этой выставки, “Вектор”, потом была установлена во дворе д. 20 по Вербной ул. (Коломяги). Ее открыли в сентябре 2008 г. (материал – полиэфирная смола, стеклоткань, мраморная крошка, высота 350 см). А еще в 1995 г. дипломный проект Борисова, абстрактная скульптура “Гольф” (руководитель диплома В. Козенюк), была установлена на территории клуба (спортивно-развлекательного комплекса) “Шаровня на Аптекарском” (Аптекарский пр., 16; мрамор, высота 75 см).
Для новых, несформированных районов абстракции Борисова подходят идеально, поэтому в программе предлагаются к установке еще две его работы, в частности “Книга пространства” в курдонере фондохранилища Эрмитажа в Старой Деревне. Кстати, в связи с этим фондохранилищем должен напомнить о нереализованном, но еще более интересном проекте дизайнера и скульптора В. Свердлова – абстракции “Небесные врата” (высота 17 м., металл).
4. Композиция “У родника”. Автор В. Сиваков. Металл, камень, высота 3,5 м. Стоимость 400 тыс. руб. Пленэрная композиция (мужчина с собакой) предложена к установке на берегу пруда над родником во дворе домов 100 – 102 по пр. М. Тореза.
5. Знак “Кораблик”. Автор В. Сиваков. Черный и цветной металл, гранит. Высота 15 м. Для круглой площади на пересечении Гражданского и Северного пр. Стоимость 5 млн руб.
Традиционный символ Петербурга стоит на колонне, центрируя площадь. В советское время, если мне не изменяет память, в центре площади стояла жуткая “наглядуха” – что-то вроде “Слава КПСС!” или “Решения партии выполним!” на металлоконструкциях высотой с трехэтажный дом.
6. Памятник влюбленным. Автор С. Одновалов. Металл, гранит. Стоимость 2 млн руб. Воплощение легенды о Карле и Эмилии, которые покончили самоубийством из-за того, что родители не разрешали им пожениться. Металлическая конструкция на гранитном постаменте, изображающая двух лебедей, готовых взлететь. Место установки – пр. Раевского в Выборгском районе.
7. Композиция “Книга-лестница”. Скульптор А. Добровольский. Металл, камень, высота 2,5 м. Предлагаемое место установки сквер на пр. Просвещения рядом с детской Школой искусств им. Г. В. Свиридова (пр. Просвещения, 40).
Кстати, на фасадах школы в 1986 г. были установлены декоративные композиции скульпторов Л. Ланца (Тевелева) и М. Круппа у центрального входа на пилонах симметрично расположены парные скульптуры “Слава”, между ними композиция из музыкальных инструментов (горельеф); у бокового входа в здание школы (на стене слева) так же симметрично размещены “Славы”, а между ними статуя “Скрипачка”.
Поэтому предложенный Добровольским симбиоз предметов – книги и лестницы – будет тут вполне уместным. Добровольский основал “Студию креативной вещи”, ее задача – поиск остроумных, пластически выразительных соединений двух предметов, которые как бы прорастают один в другой. Довольно характерный, хотя и не вполне удачный пример – объекты студии в сквере А. П. Петрова, где по заданию вдовы композитора все симбиотические объекты выращивались на основе скрипки. “Книга-лестница” – пример удачного пластического соединения.
8. Памятный знак “Ветеранам подразделений особого риска”. Скульптор А. Черницкий, арх. С. Одновалов. Гранит, бетон, высота 3,8 м. Традиционный по форме знак посвящен тем, кто участвовал в испытаниях ядерного оружия и ликвидировал радиационные аварии. Место установки – сквер на пересечении улиц Автовской и Примакова. Знак уже оплачен Министерством обороны РФ.
9. Памятный знак И. А. Бродскому (точнее, месту, где он занимался сексом). Автор И. Захаров. Гранит, высота 1,8 м. Гранитный валун с надписью – цитатой из стихотворения Бродского “От окраины к центру”: “Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок…” Место установки – перед д. 19 по ул. Стахановцев. Сюда Бродский ездил на свидания с девушкой, жившей в общежитии Гидрометеорологического института (ул. Стахановцев, 17). Стоимость 300 тыс. руб.
10. “Ямщик”. Скульптор Е. Кац, арх. Р. Даянов. Бронза, гранит, высота 3 м. Место установки – Московский пр., перед фасадом строящегося жилого здания вблизи Чесменского дворца – Путевого дворца для царских особ, направлявшихся в Царское Село. Стоимость 2,5 млн руб. Экспрессивная композиция, в составе которой небольшой возок на санях, ямщик и два коня, несущихся во весь опор. Вряд ли так ездили в Царское Село – так удирают от погони. Что-то есть в этой композиции инвернальное, что-то напоминающее “птицу-тройку”: “Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху <…>“. Все это здесь выражено пластически.
Кстати, творчество Каца необычайно разнообразно: от участия в восстановлении фигуры Славы (в составе композиции “Колесница Славы”, 1828) на аттике арки Главного штаба до бюстов Е. Канкрина, К. Фаберже (внутри бывшего магазина “Яхонт” на Б. Морской) и И. Сталина, открытого в 2005 г. в г. Мирный (Якутия).
11. Композиция “Слушающие тишину”. Автор А. Гордин, арх. А. Козычева. Искусственный камень, металл, высота 2,5 м. Стоимость 3 млн руб. Абстрактная композиция, которую предложено установить на пустынном берегу одного из невских рукавов. Фото см. в журнале “Город”, 2008, № 13.
12. Фонтан и композиция “Авиакентавр”. Скульптор Д. Каминкер, арх. В. Федоренко. Бронза, гранит. Высота фигуры 6,5 м, высота с постаментом 7,7 м. Основание – круг диаметром 10 м. Стоимость 6,5 млн руб. Место размещения – на территории Комендантского аэродрома.
Между прочим, из-за отсутствия средств уехала в г. Иваново скульптурная композиция, посвященная Аркадию Северному. Сначала композицию пытались поставить на ул. Благоева, потом – рядом с Лесотехнической академией, где Северный учился. Но денег не выделяли. В результате 4 года объект простоял в литейной мастерской у Дениса Гочияева, еще год – во дворе ЛТА, а потом уехал в Иваново.