Cможет ли Дмитрий Медведев спасти греблю в Петербурге?

В центре Петербурга с большим размахом прошла «Президентская регата». Гребцы упорно гребли, а президент Медведев смотрел на старания атлетов с удовольствием. Потом сам не удержался, сел в лодку. Все-таки Дмитрий Анатольевич профессионал – в юности регулярно брал в руки байдарочное весло. Понятно, глава государства хочет помочь любимому и некогда очень популярному в Петербурге-Ленинграде виду спорта. Но пока непонятно – сможет ли гребля выжить, даже имея такого высокопоставленного заступника.

Хотя уже несколько лет греблю называют президентским спортом, но особых дивидендов ей это пока не приносило. По крайней мере, в Петербурге. Город игнорировал новые модные тенденции, старейшие гребные клубы и базы продолжали закрываться и ветшать. А заслуженные гребцы-ветераны отчаялись привлекать внимание общественности к разрухе, катая представителей прессы по рекам и каналам города и демонстрируя бывшие и нынешние гребные сооружения. Для убедительности подкрепляли картины цифрами: количество клубов сократилось в четыре раза – до войны их в Ленинграде было 32, сейчас полноценно функционируют пять.

Про число занимающихся и говорить не приходится – в советские времена на старт регулярно выходило две – две с половиной тысячи гребцов, а в 2008-м в чемпионате города участвовало 145 человек, включая детей и ветеранов. И это в многомиллионном городе, который называют родиной отечественной гребли.

Российская гребля действительно зародилась в Петербурге. Англичане постарались. Эти господа не только футбол и регби придумали, но и грести по-современному весь мир научили. И обосновавшиеся в Петербурге в середине XIX века англичане решили привычки не менять, стали кататься на своей лодке “Стрела” по Неве. Россияне заинтересовались, да и англичанам надоело грести в одиночестве.

Официально рождением гребного спорта в стране считается 1860 год (“Президентская регата” была как раз приурочена к 150-летнему юбилею), чуть позже специализированные клубы в царской России стали возникать как грибы. Тогда, правда, академическая гребля была видом спорта элитарным, дорогим, в общем, не для всех. Но все отмечали ее несомненную пользу для здоровья – оптимальные физические нагрузки на открытом воздухе.

В СССР вид спорта не только не завял, а получил новый импульс. Стал по-настоящему народным. Под девизом “в здоровом теле – здоровый дух” ленинградцы массово записывались в гребные клубы. Пик популярности пришелся на послевоенные годы. Первым советским олимпийским чемпионом (Хельсинки, 1952) в гребле, кстати, стал ленинградец Юрий Тюкалов. Потом медали Олимпиад, чемпионатов мира и Европы сыпались на советских гребцов как из рога изобилия. Но уже в конце 1970-х это изобилие стало иссякать, а гребные клубы закрываться. И результаты пошли на спад – на Олимпиаде-1980 в Москве сборная СССР по академической гребле завоевала всего одно “золото”. В 1988-м в Сеуле и вовсе удалось добыть только два “серебра” и “бронзу”.

Дальше – не лучше. За последние два десятка лет российские “академики” выиграли лишь одну золотую медаль – на Играх-2004 Афинах. После того триумфа возникла надежда на возрождение славных традиций, но ненадолго. Несколько громких допинговых скандалов, угроза международной изоляции, чистка тренерских кадров быстро вернули к реальности – на Олимпиаде в Пекине награды выигрывали представители 19 государств, но россиян среди них не было.

Петербуржцы даже  на таком фоне смотрелись невыразительно. По понятным причинам – заниматься практически негде и некому. Гребля в Петербурге традиционно развивалась на Крестовском острове. Сейчас район стал элитным, земля дорогой. Поэтому неудивительно, что многие клубы исчезли, а на их месте появились жилые дома, рестораны… Не существует уже старейший в России клуб “Буревестник”, открытый англичанами в 1864-м. Те  базы, которые остались (“Знамя” и “Динамо”), не ремонтировались очень давно. Средств на это нет, как нет и современных лодок. Часть помещений сдается в аренду.

По словам руководства городского спорткомитета, они рады бы помочь, да не имеют права. Поскольку городу эти объекты не принадлежат. К примеру, недвижимость “Знамени” закреплена за профсоюзами.

Тем не менее, покровительство высоких чиновников (большой фанат гребли министр юстиции Александр Коновалов) все-таки дало плоды. В Петербурге недавно ввели в эксплуатацию гребную базу “Стрела”, оборудованную по последнему слову техники. Но без изъянов не обошлось – гребной канал для “академиков” оказался коротковат. Да и мало для Петербурга одной полноценной базы, а разговоры о реконструкции клуба “Приморец” и сооружении гребного канала в Юнтоловском заповеднике пока ни во что не реализовались. Так что нынешний явный интерес Медведева к проблемам питерской гребли как нельзя кстати.     

 

Комментарий:

Нашей гребле хватит и зарплаты Кержакова

О перспективах гребли в городе Неве корреспондент “Города 812” поинтересовался у олимпийского чемпиона и президента Федерации гребного спорта Петербурга Владимира ЕШИНОВА.

– Прошедшая “Президентская регата” поможет вашему виду спорта выбраться из кризиса?

– Надеюсь, что да. Ради этих соревнований немного привели в порядок гребной канал, посмотреть на мероприятие собралось много народу. Что, по идее, должно поспособствовать возвращению интереса к гребле со стороны молодежи. Так что первую регату пока можно рассматривать, скорее, как рекламную акцию, как шоу, по своему спортивному мастерству большинство участников явно не дотягивали до высочайшего уровня. Хотя за исключением лидеров сборной России, уехавших на этап Кубка мира, все остальные сильнейшие гребцы страны в Петербург приехали. Слышал, в будущем “Президентскую регату” планируют сделать традиционной, приглашать иностранные команды, так что могут получиться вполне достойные соревнования.

– Дмитрий Медведев не только посетил это мероприятие, но и лично прокатился по водной глади в составе байдарки-четверки, назвав Петербург лидером по подготовке чемпионов в гребле. После таких заявлений деньги к вам ручьем потекут?

– Было бы здорово. Хочется верить, что мы уже достигли дна и теперь предстоит путь наверх. Сейчас нам, прежде всего, требуется современная классическая дистанция 2000 метров, на которой проводятся состязания по академической гребле. Ее в Питере нет, как нет и специализированных детских школ. Все позакрывались. Конечно, юные гребцы занимаются в новом клубе “Стрела”. Но вообще-то по статусу это Школа высшего спортивного мастерства (ШВСМ). К тому же до “Стрелы” юным и взрослым спортсменам не слишком удобно добираться, да и тренироваться в одном месте всем невозможно, тесновато.

– Но “Стрела” действительно оборудована по последнему слову гребной моды?

– Пожалуй. Самый главный минус – дистанция значительно меньше стандартной. Канал начали строить, однако до конца так и не доделали, и сейчас там, где должна была продолжаться дистанция, уже построили дома. Единственный выход – немного изменить направление и уходить в сторону залива, тогда можно что-то сделать. В остальном же на базе для нормальной работы все есть – оборудованы тренажерный и гребной. Да и новое всегда лучше, чем старое. Но, повторюсь, одной “Стрелы” явно недостаточно. Требуется спасти от закрытия и разрушения оставшиеся клубы и по возможности открывать новые. Лучше всего, в спальных районах, где живет много людей, а добираться до Крестовского острова далеко. Может, за счет этого удастся привлечь больше перспективной молодежи.

– В чем причина падения популярности гребли?

– Сейчас появилось очень много развлечений, детям не до гребли. Плюс остро стоит финансовый вопрос. Юноши и девушки частенько гребут лет до 18, а потом, когда родители уже не могут их дальше содержать, находят себе работу и забрасывают наш спорт. Доходов нет, одни траты. В принципе, лодки и вода бесплатны, для тренировок в городе требуется купить только трусы, майки и кроссовки, но чтобы достичь результатов надо регулярно выезжать на сборы, одна двухнедельная поездка стоит родителям в районе 10 тысяч рублей. Для многих это серьезные деньги, тем более дети из обеспеченных семей обычно в греблю не идут.
Также есть проблемы и с тренерским составом. Любого ребенка надо заинтересовать, уговорить, увлечь. Меня, к примеру, удалось затащить на гребной канал только со второго раза. А сейчас тренеры по школам не ходят, почти все они пенсионного возраста. Молодежь не идет к нам из-за очень низких зарплат. Начинающий тренер получает 5 – 7 тысяч рублей, разве на такие деньги проживешь? Каждый год ГАФК имени Лесгафта выпускает 10 – 15 тренеров по специализации “гребля”, но они находят себе другую работу.

– Сколько надо денег питерской гребле в год для полного счастья?

– Нам всем вполне хватит зарплаты одного футболиста “Зенита”. Не дублера конечно, а постоянного игрока основы вроде Александра Кержакова. Тогда и новые олимпийские чемпионы в Петербурге появятся.