Белые ночи – штука эпическая. Влияют. И на юристов тоже. С неделю назад они провели форум с одноименным названием. Причем впервые. Решили, что коррупция в России хороша, а ум лучше. Если, конечно, имена их компаний правильно забрендированы. Коллеги пытались смахнуть с себя позолоту в декорациях Grand Hotel Europa и Radisson SAS Royal. Что и стало курсивом их продвинутости.
Организовала встречу известная столичная юридическая компания LegalStudies. Представители съехались именитые. Из девяти стран. Все из рейтинга специалистов по крупным корпоративным спорам. Начиная с питерского ЕПАМа, заканчивая сибирскими “Сашеньками”. Многие были. И Качкин с партнерами, и Каменская с ними же. Всего больше сотни. Высокие госчиновники тоже заходили.
В рамках концепции форум разошелся на сессии в различные залы. Каждой зале досталось по глобальной проблеме. Волновались и за этику взаимоотношения с клиентом, за своевременность ребрендинга себя же и за общую регламентацию правил игры. Которой, как выяснилось, нет.
Не обошлось и без темы мздоимства внутри цеха. Своего рода темы будущего. Как при соцреализме.
Открыл дискуссию многообещающий А. Хвощинский от имени LegalStudies. Выглядел по-московски – волосы длинны, в ухе серьга. А говорил неожиданно неярко, скорее перечислял достоинства европейского юридического менталитета в укор местному. В помещении стало душно, а на юристах засыпала печать пробуждения. Тем не менее, Хвощинского поддержали, когда он перешел к сути: “Пиши Кодекс чести – не пиши. Все едино”. Так что сомоорганизовываться рановато. Все верно – наспех сформулированной честью реалии не перешибешь. Все равно что Законом “О милиции защищаться от городового.
Правда, представитель Capital Legal Servises Владислав Забродин пророчески предупредил, что сила привычки не имеет моральных достоинств и юридическое сообщество могут самоорганизовать сверху.
Что касается общей печали сообщества – коррупции, то во время перекуров юристы согласились с положительной тенденцией нового тысячелетия. С их точки зрения, если до их коллеги Дмитрия Медведева в споре все решал чемодан с купюрами, то сегодня семьдесят процентов успеха зависит от профессионализма команды и интеллекта в частности. Остальные тридцать процентов никто пока не отменял, о чем ярче всего говорила спорная эстетика золотых часов импортного производства на руках дискутирующих.
Релаксация началась при обсуждении ребрендинга. Самые веселые в этом формате оказались сибиряки. Представляя свой бренд Sashenkin & Right, они наткнулись на находчивый вопрос: “А кто такой Right?” И были вынуждены признать, что это просто слово такое. Оно ничего не значит. Для понтов. После чего все начали сомневаться в наличии в природе и самого Сани. Но снял нехорошее напряжение партнер питерской юридической фирмы Pen & Paper Валерий Зинченко (подстрижен он был коротко, уши традиционные, вид успешный). Начав свой доклад с уверения в том, что ни Pen, ни Paper у него в компании не работают.
Вообще разговор шел промеж своих, и мало кто стеснялся, устав от предсказуемой антикоррупционной интонации. Киевляне из Аsters не столько измучили всех сложнопроизносимыми англосакскими терминами, сколько порадовали, заявив без обиняков – один банкет в честь их бренда обошелся в полста тысяч евро. Причем им же. Будто требовали перепроверить – банкет был в самой дорогой гостинице Hayatt. Тут все и согласились, что “прошло” и “не было” равно между собой. Безупречные материи пиджаков “от” не засучились.
Историчнее всех оказался немец. Он потряс политкорректностью. Председатель адвокатской палаты Германии Аксель Филгес с порога извинился за немецких адвокатов образца 1933 – 1939 годов, по его мнению, приложивших все усилия для европейского хаоса. И корректно добавил: “Юрист – тоже человек. Более того, обладающий сверхответственной профессией”. Звучало это как вздох: “Братцы, доехал я до Санкт-Петербурга, а все Китай”.
Воскресным вечером юристы покончили с космическим и стали заметны в пивном ресторане “Тинькофф”. Вели себя там легче, чем на торжественном открытии.