Похоже, что вскоре будет начато судебное разбирательство по делу московской художницы Лены Хейдиз, известной своей серией работ, изображающей химер российской действительности. Судить художницу собираются по ст. 282 ч. 1 УК РФ по факту совершения ею действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности, совершенных публично или с использованием средств массовой информации.
Шумиха вокруг картин Хейдиз продолжается уже не первый год, и вот недавно дело начало обретать силу – художницу по телефону пригласили в прокуратуру на допрос.
Эта история продолжается с 2008 года, когда в Интернете, возмущенные содержанием картин “Химера загадочной русской души” и “Wellcome to Russia” русские националисты, начали сбор подписей против автора. Их не смутило то, что картины были написаны в конце 90-х: “Wellcome to Russia” была написана в 1999 году и куплена Игорем Маркиным для музея, а многострадальная “Химера загадочной русской души” – аж в 1996 г., и выставлялась в галерее на Солянке на втором Московской биеннале современного искусства в рамках проекта “Сон разума рождает химер”.
Тем не менее, члены Русского Общественного Движения, ДПНИ, Союза Коммунистической Молодежи, Русского Национал-большевистского фронта, Русского Общенационального Союза, Русского Национального Единства и Национально-Державной Партия России нашли нужным засудить “еврейскую” художницу за “русофобию”. Помимо картин к заявлению прикладываются цитаты из Интернет-переписки Лены в жж, доказывающие ее “вину”. В заявлении в Генеральную прокуратуру было написано: “ею же, в ходе Интернет-полемики, в своем Интернет-блоге в открытом доступе было сделано следующее заявление: “меня от дебилов тошнит, от РУССКИХ ДЕБИЛОВ, у которых нет ничего за душой кроме болтовни и претензии на “великость”, вы – ничтожные дешевые глупые уроды, о которых стыдно даже марать руки””.
После придания делу большой огласки, Лену Хейзер, по ее словам, начали преследовать националисты. Они единодушно пришли к выводу, что суть картин однозначна – “еврейская художница оскорбляет русских”. В один день она превратилась в “главную еврейскую националистку”. Все ее контакты – почта, телефон и домашний адрес были опубликованы в Интернете. В своих немногочисленных интервью художница жаловалась, что ей постоянно звонят и пишут с угрозами, а на ее двери появлялись “шестиконечные звезды белой краской на двери, антисемитские лозунги”. При этом информации о том, что Хейзер собирается подавать встречный иск, нет.
Сама художница недоумевает, почему все так оскорбились ее работами, ведь она не вкладывала в них расистского смысла. “Создавая это эпическое полотно, я хотела ответить себе самой на самый простой вопрос: а почему, собственно, лишь русская душа является “загадочной”? Почему “незагадочны” итальянская душа или, например, немецкая? Я долго думала над этим, советовалась с друзьями. Над каждым фрагментом картины мы долго думали вместе: ну, например, что должно быть в лапе Русской Химеры нож или топор? Мы пришли к выводу, что топор. Он выглядит органично и адекватно русскому духу бунта, “бессмысленного и беспощадного”. Я думаю, что в итоге мой художественный ответ получился исчерпывающим и блестящим. Потому и возник такой нешуточный общественный резонанс. Видимо, я, как настоящий снайпер, попала в самое сердце этой химеры. Но это сердце только лишь химеры, а не самой “загадочной русской души”” – комментирует Лена свою скандальную работу.
Но самое страшное во всем этом деле даже не то, что художница уже несколько лет “отвечает” за свои картины и подвергается нападкам антисемитов. Некоторые художники даже сочли это неплохим пиаром – дескать, после такого скандала стоимость картин может увеличиться в разы. Ситуация интересна скорее тем, что дело превратилось в Интернет-скандал: через глобальную сеть работы получили большую известность, на них обратили внимание инициаторы судебного процесса, а в качестве улик используется переписка в Живом журнале, который, несмотря на то, что находится в открытом доступе, все же является чем-то личным, да и не сказать что сильно популярным.