Морской вокзал Петербурга: как здание Сохина взяли под охрану — и почему этого пытались не допустить

История признания, попытка сноса, «комната памяти», паруса и упорство длиной в 20 лет

.

Весной 2025 года в Санкт-Петербурге было принято судьбоносное решение: Морскому вокзалу на Васильевском острове официально присвоили статус выявленного объекта культурного наследия. Это здание — яркий образец позднесоветского модернизма, окончательное построенное по проекту архитектора Виталия Сохина в 1983 году и уже в 1984 году получившее государственную премию.

Но путь к признанию был долгим. С момента первой попытки снести здание прошло почти 20 лет. Общественное сопротивление, волна публикаций и градозащитных акций в 2000-х и 2010-х годах не дали немедленного результата. Только спустя два десятилетия, после смены архитектурной политики и нового взгляда на советское наследие, государство признало: Морской вокзал — ценность.

Паруса, которых могло не быть

Сегодня выразительные бетонные «паруса» на фасаде Морского вокзала — символ Васильевского острова и позднесоветского Ленинграда. Но в 1970-х их проект отклонила ленинградская экспертиза: они показались «избыточными» и «чуждыми функциональности». «Паруса на фасаде имеют чуждый городу формально литературный характер». Так было написано в экспертном заключении. Немало труда к этому приложил архитектор Николай Баранов, это, кстати, был не первый случай, когда бывший главный архитектор города считал свою градостроительную и архитектурную позицию единственно бесспорной.

Виталий Сохин поехал в Москву — в Госстрой СССР. Там, на уровне союзных ведомств, он отстоял свою концепцию: паруса остались. Они должны были говорить о Ленинграде как о городе у моря, о движении, о свободе. Сегодня это — хрестоматийный образ.

Виталий Сохин — последний поэт Васильевского острова

Виталий Сохин — не просто архитектор, а последний поэт Васильевского острова. Его архитектура — живое стихотворение, написанное в камне и бетоне. Он сумел сохранить дух острова, вписать в городской пейзаж поэзию горизонта, ветра и воды.

Создавая не отдельные здания, а целую архитектурную среду, Сохин подарил Васильевскому острову уникальный, выразительный голос.

Наследие Сохина

На Васильевском острове Сохин спроектировал более 10 значимых зданий, в том числе:

– жилые дома на Морской набережной, улице Кораблестроителей, набережной Макарова;

– выставочные павильоны Ленэкспо;

– благоустройство общественных пространств вдоль Малой Невы.

Он разработал целый участок города — не точечно, а как среду с поэтикой горизонта, ветра и простора. Его стиль — это не просто архитектура, а интонация памяти и дух эпохи.

Попытка сноса и «комната памяти»

В начале 2000-х девелоперы и архитекторы предложили радикальный проект перестройки Морского вокзала. Архитектор Владимир Григорьев в 2007 году предлагал снести существующее здание и построить на его месте четыре  башни  высотой 64 м и большой куб из бетона и стекла, ориентированный,  на коммерческую функцию — офисы, торговые площади.

Забавно и похвально, что в рамках того проекта предусматривалась также «комната памяти» — небольшое пространство внутри нового комплекса, где сохранялась бы история старого здания с помощью макетов и архивных материалов. Но пришел нежданчик. Такая добрая и совсем нециничная идея талантливого архитектора вдруг вызвала критику  – как попытка символического «успокоения» горожан вместо настоящего сохранения архитектурного наследия.

Общество отреагировало резко. Почему-то архитекторы, историки и жители Петербурга сочли проект 2007 года неприемлемым. Странно, но вдруг возникли протесты, петиции и широкая общественная дискуссия. Правда, тогда святые власти не приняли решение в пользу сохранения вокзала.

20 лет борьбы

С момента скандального проекта прошло почти два десятилетия. Все это время Морской вокзал оставался незащищенным.

Только в 2025 году, после смены риторики в архитектурной среде, внимательного взгляда к наследию модернизма и давления со стороны нового поколения исследователей, КГИОП принял решение: здание охраняется законом как памятник.

Резонанс точит камень

Нетрудно догадаться, что одним из важнейших факторов в борьбе за сохранение Морского вокзала стала активная позиция средств массовой информации. Газеты и журналы регулярно публиковали материалы, посвященные архитектурному наследию и угрозам сноса знаковых объектов.

Эти публикации помогли сформировать общественное мнение, что в итоге сыграло ключевую роль в признании Морского вокзала памятником архитектуры.

Итоги и вызовы

История Морского вокзала — это история подлинной архитектуры и подлинного сопротивления. Это история о поэте, который создавал город у воды; о чиновниках, которые пытались превратить наследие в зал музейной симуляции; о горожанах, которые ждали, но не забыли.

Сегодня Морской вокзал — не просто охраняемый объект. Это монумент стойкости, образ города и памятник поэту из лет засилья панельной архитектуры, который однажды, вопреки всему, увидел над Невой бетонные паруса.

А как же Пулково?

Отлично, что Морской вокзал получил государственную защиту. Однако ситуация с аэропортом Пулково остается напряженной и вызывает вопросы.

Построенный в 1973 году и перестроенный в 2013 году по проекту известных архитекторов аэропорт является важным образцом советской и современной архитектуры.

Несмотря на то, что здание аэропорта соответствует критериям историко-культурной ценности и уже давно рекомендовано к внесению в реестр объектов культурного наследия, КГИОП Санкт-Петербурга до сих пор не принял официального решения о присвоении Пулково статуса памятника архитектуры. Это связано с рядом бюрократических задержек, а также конфликтом интересов между функцией современного транспортного узла и необходимостью сохранения архитектурного облика.

Отсутствие официальной охраны создает риски для сохранения уникального облика аэропорта, особенно в условиях планируемых реконструкций и развития инфраструктуры.

Ситуация с Пулково работы академика Александра Жука и проректора Петербургской академии художеств Жана Вержбицкого — один из ключевых вызовов, стоящих перед современной архитектурной политикой города: сохранение баланса между развитием и защитой наследия.

Алексей Шолохов

На заставке: Морской вокзал. Фото: Bestalex