Какое фото Рафаэля было у Достоевского

В Музее Федора Достоевского открылась выставка-исследование «… Одной картины я желал быть вечно зритель». «Сикстинская Мадонна» и Достоевский».

Условия задачи. Существует фотография петербургского ателье Вольдемара Таубе, сделанная в 1881 году вскоре после смерти Достоевского по заказу его вдовы. Она хранится в Литературном музее в Москве.

Показан кабинет писателя, над диваном помещена фотография «Сикстинской Мадонны» Рафаэля. Точнее говоря, камера выбрала центральный сюжет – Мадонна с Младенцем на руках. Известно, что в 1879 году эту фотографию подарила Достоевскому Софья Толстая, вдова Алексей Толстого. Она знала, что писатель боготворит великого урбинца.

После смерти Достоевского фотография Мадонны принадлежала его сыну Федору Федоровичу. В 1918 году он выехал в Ялту похоронить мать, оставшуюся в полном одиночестве. Когда через два года вернулся в Петроград, то фото не обнаружил.

В собрании Эрмитажа существует похожая фотография, время и обстоятельства ее поступления в музей неизвестны. Но было это достаточно давно.

Наталья Ашимбаева и Борис Тихомиров, директор и ее заместитель по научной работе Музея Достоевского, при помощи сотрудников Эрмитажа постарались решить задачу, сравнив снимок Таубе и эрмитажное фото. Оказалось, что изображения Мадонны имеют схожие дефекты. В частности, смазана левая рука, поддерживающая Младенца. На других известных фото второй половины XIX века рука видна четко. Отсюда можно сделать вывод, что оба снимка происходят из одного тиража. Вероятно, он был отпечатан в Дрездене, где находился и находится сейчас шедевр Рафаэля.

Авторы выставки оставляют открытым вопрос – могла ли фотография, похищенная из дома Ф.Ф. Достоевского, затем быть предложена Эрмитажу и им приобретена. Но версия выглядит заманчивой. «За» – временные параметры, «против» – это была тиражная фотокопия, и вряд ли она попала в Петербург в единственном экземпляре.

На выставке представлены эрмитажный оригинал, увеличенная копия с фото Таубе, другие репродукции картины Рафаэля, созданные в XIX веке, а также шкафчик с цитатами из романов «Преступление и наказание», «Бесы», и «Подросток». Очевидно, что у Достоевского его любимая картина, становится важным персонажем. На ней он проверяет, чего стоят живые действующие лица.

Выставка работает по 14 сентября.

Б.В.