Про дикость, которая гуманнее цивилизации

В продолжение темы «дикости» – как времени, когда не было войн, крепостных стен, государств, смертных казней и постоянной ненависти людей к своим ближним, – и «цивилизации», когда всё это появилось и с тех пор, по мере умножения прогресса, всё более бурно расцветает и изощряется.

Почему наши неолитические предки не были озабочены истязаниями и убийствами себе подобных (случайные стычки с чужаками и даже их поедание – не в счет, так как чужаки не считались подобными «своим»).

Думаю, здесь играли роль, как минимум, две причины.

Во-первых, в малых коллективах, где у каждого – своя функция и где все зависят от каждого, люди умели ценить человеческую жизнь. Они не разбрасывались ею направо и налево, как это стали делать большие сообщества, где масштабированный человек стал похож сперва на насекомое, затем на одноклеточное, а сейчас, в эпоху глобальной Сети, и вовсе превратился во «вредоносный вирус».

Во-вторых, природная (особенно мужская) агрессивность человека полностью находила реализацию и разрядку в регулярной охоте. У древнего мужчины просто не оставалось ни времени, ни сил, ни куража на то, чтобы зачем-то начать пытать или мучать кого-то из соплеменников. Все эти злодейские интенции вполне можно было «сбросить» на объекты охоты. Тем более что среди «дичи» порой попадались и чужие двуногие без перьев. Люди палеолита не были добрее нас, – но они не были садистами-извращенцами, в которых в конечном счете превратились т.н. цивилизованные Хомо Сапиенсы, возлюбившие войны, казни, пытки, тюрьмы, а также любые унижения человеческого достоинства.

Зачем я всё это пишу? Ясное дело, не для того, чтобы в итоге воскликнуть: «Айда по пещерам!»

Просто стоит, мне кажется, порой остановиться и задуматься о том, откуда берется всё то, что в конечном счете превращает нашу жизнь в перманентный Ад. И, возможно, есть смысл хотя бы иногда надевать на свою бессильную и оттого еще более изощренно-садистическую гневливость невидимый, но действенный «само-намордник».

Может, тогда Ад на земле получит шанс превратиться во что-то менее безнадежное. Хотя бы в Преисподнюю…

Даниил Коцюбинский

На заставке: Мыслитель из Хаманджии, также известный как Мыслитель из Чернаводэ или – в совокупности – как Мыслитель и Сидящая женщина. 5 тыс. лет до н.з.