Вера в прогресс вредна не только потому, что она неверна, – а с некоторых пор стало окончательно ясно, что технический прогресс – особенно сетевой-цифровой – не только не способствует прогрессу высокой культуры и общественной морали, но прямо их разрушает.
Еще зловредней то, что интеллектуальный класс, продолжая бормотать себе под нос “успокоительные” мантры про “завтра”, которое непременно “будет лучше, чем вчера”, – окончательно утратил способность к тому, чтобы мыслить (а не только чувствовать), называть вещи своими именами и, следовательно, помогать социуму адаптироваться к реальной, а не выдуманной проблематике.
А реальная проблематика такова, что никакого прогресса в сфере высокой культуры и морали нет, а есть лишь ежедневные им вызовы: имперско-бюрократические (политические) и глобально-сетевые (социальные).
И вот как со всем этим совладать, чтобы не впасть окончательно в меланхолию отчаяния либо маразм оптимизма, – об этом можно аргументированно судить, только вдумываясь и мысленно вживаясь в культурные традиции, существующие в современном мире.
Только поняв, какие из них (а именно, глобально-имперские) не только идут на поводу у деструктивных последствий прогресса, но и хайпуют на них, – и какие, напротив, сохраняют в себе потенциал преодоления этих негативных эффектов (культуры локально-территориальные), – только в этом случае интеллектуальный класс, и в первую очередь гуманитарии, имеет шанс перестать быть колосником на шее человечества и выполнить, наконец, свою конструктивную общественную функцию.
Даниил Коцюбинский