В продолжение дискуссии о культе прогресса. Начало – тут, тут, тут и тут.
Мне сказали, что времени на раскачку нет. Поэтому сразу по гамбургскому счету. Технологии не нейтральны. Любая технология несет в себе волю создателя. Технология предлагает людям мефистофелевскую сделку: получать блага без необходимости им соответствовать. Говоря шпенглеровским определением – несет фаустовскую цивилизацию. Да, в общем, и черт с ним! По Фрейду.
Но есть одна маленькая неприятность: такая сделка ведет к добровольному отказу от субъектности.
Что происходит?
Отчуждение человека на уровне смыслов. Для технологии человек – объект. Человек-человеку объект. Человек-человеку технология. Человек-человеку техника.
Технологичный мир – это мир, в котором, не сильно нужно быть человеком.
Есть хороший старый фильм с Чарли Чаплиным: «Чарли Чаплин на фабрике». Фильм про маленького человека, работающего на фабричном конвейере, который в конечном счете и пожирает этого человека. Кроме того, в фильме заботливый работодатель придумал технологию кормления работника, напоминающую кормление гуся, которого выращивают для производства фуа-гра.
Какая из этого мораль?
А вот какая. Даже очень умный человек может быть гуманитарно — мировозренчески, философски — безграмотным. Технология склонна сужать целостность картины. Ибо — специализация!
Этос (совокупность нравственных императивов, этика) технологиям ни к чему. И ладно бы только это. Но ведь и логос технология переваривает только в усечённом до таксиса и праксиса виде. Напрочь игнорируя космос, который и дает целостную картину мира.
Но логос, лишенный космоса – кастрированный логос. Что мы видим в итоге? Упрощение системы. Поскольку технология не заточена под то, чтобы переваривать сложность мира. Для нее это – многабукф, ниасилил!
И на выходе мы получаем простоту, которая хуже воровства. Ибо на одной стороне технологических весов, безусловно, комфорт, но на другой:
1) Философия индивидуума, оторванного человека. Случайный характер сношений. Семья больше не нужна для выживания.
2) Знание – сила, причем в самом прямом смысле. Где ставка не на разум, как познание, а на разум ради власти. Мичурин мне подсказывает: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача».
От количества технологических, т.е. прикладных, знаний ни человек, ни общество не становятся лучше, не изменяются качественно. Ведь ученых, занимавшихся евгеникой, глупыми никак не назовешь. Вот не переходит количество в качество – и всё тут!
Позволю здесь слегка окунутся в трансцендентное, так как философия без теологии, как велосипед без колес.
По большому счету сегодняшний разговор про деструктивность прогресса родился в XIV веке в спорах Григория Паламы и Варлаама Калабрийского. Где Палама говорит о том, что качественное преображение человека зависит только от него самого и более ни от чего и ни от кого (ну, разве что от Бога). То есть, Палама топит за то, что Бог познается не внешним философским рассуждением, а путем духовного откровения во Христе и опровергает идеи Варлаама о том, что внешняя мудрость — философия — может дать человеку спасение. Варлаам же в свою очередь встает грудью за прогресс, за путь рационального познания. Варлаам очень высоко оценивает возможности человеческого разума, ставя разумное познание на первое место.
Шли века. Шли и показывали, что так и не воссиял человек разумный светом благодати, сколько бы ни учил латынь сам, более того, сколько бы ни учил говорить лошадей на латыни.
3) Технологии рождают недоверие и страх. Отсюда — шутки про майора в телефоне: «мы все под колпаком у Мюллера», всеобщая вакцинация, всеобщее облучение, алюминиевые шапочки и т.д.
4) Тотальное лицемерие. Отсутствие этики подменяется ее имитацией. Никто не за что не отвечает. Кто сейчас вспоминает слово «честь»? Смешно писать. Элиты, те вообще соревнуются в лицемерии, как в чем-то достойном.
5) Умственная деградация. Чувство, что история началась только с нас. Хотя мудрый «Экклезиаст» давным-давно предупредил: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». Но кому интересны история или философия, когда есть – о, радость! – Гугл и Искусственный интеллект? Ботанам? Лохам? Что тут думать – трясти надо.
Западная цивилизация первая порвала финишную ленту там, где основным всеобъемлющим смыслом бытия стала технология. А символом самой технологии явились объектно-объектные отношения с окружающим миром, включая человека.
Даже Первая мировая война не смогла поставить окончательную точку на идоле прогресса. Ужаснулись немногие, потому что причину поняли немногие. Чего добилось общество, развивавшееся на таксисе и праксисе? Травли друг друга удушающим газом. Но это были ещё цветочки, газовые камеры будут чуть позже. Да и это не всё, затем газовые камеры сверху полярнули атомной бомбардировкой. Чтобы уже совсем без иллюзий.
А чем сегодня нас радует самое большое технологическое общество? Островом Эпштейна. А что? Мы вам тут упрощаем быт, хлеба, так сказать, преломляем, так что ж нам теперь нельзя и остров себе позволить, где бы мы могли расслабиться от трудов праведных? Разумеется, не будут же сами элиты верить в сымитированную ими же этику.
Одним словом, осечка вышла: этика — не плод разума.
Хочется процитировать Михаила Жванецкого: «Консерватория, аспирантура, мошенничество, афера, суд, Сибирь. Консерватория, частные уроки, еще одни частные уроки, зубные протезы, золото, мебель, суд, Сибирь. Консерватория, концертмейстерство, торговый техникум, зав. производством, икра, крабы, валюта, золото, суд, Сибирь. Может, что-то в консерватории подправить?»
Чем сердце успокоится?
Единственный способ противостоять разрушительному воздействию технологий — постоянное повышение собственной субъектности.
В строгом смысле, культура — это тоже технология. Но в домодерновые времена она работала по привычке, от поколения к поколению. Сегодня каждый из нас должен сознательно выбирать – общение, живые отношения, семью, чувство ответственности за другого человека (члена семьи, друга и т.д.), за принятые им решения.
Без субъектных этических выборов вся система традиционных ценностей станет лишь культурной формой для элитного распила денег. Чтобы победить искусственное, нужно культивировать в себе настоящее — становиться человеком, разжигать тот духовный огонь, который отличает человека от пустого сосуда.
И прислушаться в конце концов к индейцам: «Если вы поняли, что едете на мертвой лошади, лучшее решение, которое вы можете принять – это слезть с нее».
Клара Шох
На заставке: Клара Шох живет наперекор прогрессивным технологиям и регулярно повышает свою субъектность
