У Смольного монастыря копают

Стало известно, что археологи приступили к раскопкам на площади Растрелли, где под землей, возможно, сохранились фундаменты колокольни Смольного монастыря, которая была задумана архитектором Бартоломео Растрелли, но не осуществлена в натуре. Работы идут по заказу фирмы «Озерки» (при этом ряд наблюдателей считает, что она связана с «Охта-центром»).

          На сайте  Фонда инвестиционных строительных проектов Петербурга (ФИСП – через него осуществляется финансирование крупных реставрационных проектов с участием Всемирного банка), в разделе “Проекты” появилась строка: “Исследование возможности завершения создания ансамбля Смольного монастыря с учетом его первоначального исторического облика”.

Эксперты считают, что под словом “завершение” понимается сооружение колокольни. Но тогда вызывает вопрос слово “первоначальный” по отношению к колокольне,  которая никогда не поднималась выше первого этажа.

Свою версию исторических событий, связанных с замыслами Растрелли рассказал Online812 Владимир ЕФИМОВ, заместитель главного архитектора Эрмитажа,  который много лет занимается этим сюжетом.

– Отказ от строительства колокольни принято объяснять Семилетней войной, которая опустошила казну, а потом смертью Елизаветы.
– Но почему все остальные здания Смольного монастыря строили и завершили в 1764 году, а строительство колокольни прекратилось в 1756-м, еще до начала Семилетней войны? Все остальные свои проекты Растрелли завершил, и только колокольню – нет.

– Почему?

– Давно замечено, что существующий Смольный собор и его вид на знаменитой модели существенно отличаются. Почти всегда во время строительства происходят отклонения от проекта. Но в данном случае речь идет о принципиальных изменениях. Растрелли сначала спроектировал одноглавый храм, потом по требованию Елизаветы создал традиционное русское пятиглавие.
Кроме того, создавалась модель под руководством  Христиана Кнобеля, ближайшего соратника Растрелли. Она должна была стать последней стадией проекта, но оказалась препятствием на пути реализации разработанной идеи и помогла Растрелли увидеть конструктивное и художественное несовершенство проекта.

– А именно?
– Он заметил, что необходимо усилить барабан, поддерживающий   купол, контрфорсами. Растрелли создает конструкцию, в которой малые главы – звонницы играют эту роль, но, сливаясь с барабаном, не воспринимаются как контрфорсы. Силуэт подчеркивает не приземленность храма, как было на модели, а устремленность ввысь. Модель и простроенный собор – два разных сооружения.

– И тогда колокольня становится не нужной?
– После отказа от реализации модельного варианта Смольного монастыря Растрелли понял, что колокольня попросту “убьет” собор, который будет заслонен гигантским (140 метров) сооружением.
Собор стал главным градостроительным акцентом в этой части Петербурга, неотъемлемой частью невского водного пейзажа. Колокольня могла бы внести высотную дробность и разрушить гармонию монастырского ансамбля.   

– Следовательно, слова “первоначальный облик” – не корректны? 

– Модель не является окончательным проектным документом, по которому можно строить. Колокольня, если бы ее решил возвести Растрелли, была бы совершенно иной.