Информационный прогресс утопил штучных интеллектуалов в массе сетевой банальности

В продолжение дискуссии о культе прогресса. Предыдущие материалы см. тут, тут, тут, тут, тут, тут и  тут.

В кабинете истории той школы, в которой я и мой друг Даниил Коцюбинский учились в 1970-е годы, висел на стене сделанный каким-то художником коллаж: наползающие один на другой в хаотическом беспорядке металлические листы разных цветов, размеров и форм — ржавый железный, красноватый медный, серый, с проклёпанным швом алюминиевый, жёлтый латунный… Поверх них скользила, выползая откуда-то из середины, проволочная спираль.

Коллаж изображал историю человечества. Ржавый лист символизировал мрачные периоды истории, к примеру, говорил нам наш учитель Геннадий Васильевич, время инквизиции (про сталинские репрессии тогда говорить было не принято). Пламенеющая медь — войны. Холодный алюминий — технические революции.

Спираль по нескольку раз пробегала по каждому из листов. Я не помню, кончалась ли она улетающей в пустоту ракетой. Кажется, нет, у художника хватило вкуса не добавлять в свою композицию эту банальную деталь. Но в духе того времени ракета должна была бы присутствовать. Всем казалось, что прогресс человечества связан с космосом. Идеи забытого тогда Николая Фёдорова безымянными витали в воздухе. Люди живут всё дольше и дольше, человеческий муравейник всё растет, скоро на планете станет тесно. Необходимо переселяться на другие планеты. Оттуда, из звездной дали, Земля — прародина человечества — будет выглядеть такой маленькой, уютной… И конечно, никаких конфликтов, никаких войн на такой Земле уже не будет. Не будет для них причин…

Прошло полвека. Никакого прорыва в освоении космоса не случилось. Зато техническая эволюция двинулась в том направлении, о котором в те времена не помышляли даже самые разнузданные фантасты — в область информации.

Казалось бы, глобальная информационная сеть должна объединить человечество, создать условия для взаимопонимания. Возможность свободно высказываться, полемизировать, обсуждать разные точки зрения должна была бы привести к взлету общественной мысли, к появлению и развитию новых нетривиальных идей. Но произошло прямо противоположное.

Интеллектуал — явление штучное. Голос единицы тоньше писка. И он полностью поглощается воем массы, которая получила в своё распоряжение рупор, звучащий на весь мир. И наконец, торжество банальности — искусственный интеллект, производящий мастерски раскрашенную и упакованную мыслительную жвачку.

На коллаже в кабинете истории была еще вырезанная из белого пенопласта направленная к небу человеческая ладонь. Не то роденовская рука творца, не то торчащая из-под груды глыб конечность погребенного под ними человека. Как хочется верить, что это была все-таки рука творца и что очередной металлический лист (уж не знаю, какого он цвета; наверное, черного с вертикальными столбцами мелких зеленоватых цифр) будет пройден, и из пучины заурядности пробьются к свету ростки подлинной высокой мысли.

И еще, мне кажется, очень показательно, что дискуссия о прогрессе человечества ведется на страницах журнала «Город 812». Ведь нет в России такого города, которому заурядность была бы менее свойственна, чем Петербургу.

Константин Жуков

P.S. А тексты Коцюбинского всегда цепляют.

 На заставке: Пабло Пикассо. Герника. 1937 г.
Копия этой картины во всю стену была нарисована в рекреации школы № 67 с испанским уклоном,
в которой учились К. Жуков и Д. Коцюбинский

  • Даниил Коцюбинский и Константин Жуков на встрече выпускников, 07.05.2022 г.