Любопытная тенденция последнего времени: смартфоны и коммуникаторы все больше вытесняют с рынка обычные мобильные телефоны. Если заглянуть в любую точку продаж в Петербурге, то коммуникаторов реализуется заметно больше, чем обычных телефонов. В прошлом году рынок сотовых телефонов в нашей стране сократился на 20%, а рынок коммуникаторов, напротив, вырос на 28%. В чем же причина такой смены действующих лиц, и лучше ли коммуникаторы, чем их более бедные по функционалу собратья?
До недавнего времени было удобнее пользоваться электронной почтой, интернетом, спутниковой навигацией, mp3-плеерами и видеофотокамерами по отдельности. Однако, в настоящий момент коммуникаторы продемонстрировали столь очевидный прогресс, что преимущества отдельных устройств стали гораздо менее очевидны. Именно поэтому все большее число покупателей предпочитает пользоваться одним прибором. Куда удобнее достать его, чем хлопать по карманам в поисках фотоаппарата, навигатора или mp3-плеера.
За 2009 год в России было продано 4,4 миллиона смартфонов и коммуникаторов, что почти на треть больше итогов 2008 года. Для сравнения – в 2004 году было продано всего 290 тысяч, в 2006 уже – 1 миллион 230 тысяч устройств. Лидирует на рынке Nokia – ее доля по итогам 2009 года составила 45%. У Samsung – 27% всех продаж, HTC – 10%, Sony Ericsson – 7%. Для сравнения, по итогам 2008 года на долю Nokia приходилось 54% продаж, второй на рынке была компания НТС с 12%, затем Samsung с 7% и Sony Ericsson с 6% рынка.
Причина столь стремительного роста – не столько в том, что такие устройства номинально считаются более удобными, сколько в снижении цен на них. Так, если в 2004 средняя цена коммуникатора составляла 19 300 рублей, в 2007 уже 12 200 рублей, то в 2010-м – 10 636 рублей. Еще одна причина – весьма активное расширение модельного ряда беспроводных мобильных устройств ведущих производителей. Всего в продаже на российском рынке представлено около 100 моделей смартфонов и коммуникаторов.
На ситуации сказался и фактический уход с российского рынка былого флагмана индустрии – компании Motorola, которая ранее являлась лидером продаж в России. В первом полугодии 2004 года она вышла на первое место благодаря хитовой модели Razr. Но уже в 2005 году Motorola уступила место Nokia, а в первом квартале 2007 года скатилась на четвертое место. Основная причина того, что бывший лидер затем покинул российский рынок – в том, что она и крупнейший ретейлер “Связной” не смогли договориться о взаимовыгодных условиях продаж в нашей стране. Помимо этого, продавцов не устраивал узкий модельный ряд и ориентация компании на средний ценовой сегмент. Последний факт понятен: в эпоху кризиса люди предпочитают покупать либо совсем дешевые телефоны, либо дорогие и навороченные коммуникаторы.
Резко упало количество проданных устройств Motorola и на мировом рынке – во втором квартале 2009 года количество проданных телефонов в мире сократилось вдвое. Похоже, Motorola в России столкнулась с теми же проблемами, что ранее Nokia – достаточно вспомнить конфликт между этой компанией и “Евросетью”, во время которого продавцы дилерской сети старались переориентировать покупателей на телефоны других производителей. Однако затем им удалось договориться.
Плюсы коммуникаторов очевидны, однако, не стоит думать, что эти устройства лишены недостатков. Самым главным из них – недолгий срок действия аккумуляторов – при использовании всего широкого набора функций коммуникатора его приходится часто перезаряжать. Гигантский цветной экран, WiFi, мобильный интернет – вот основные “пожиратели” батареи. Если обычный телефон Philips Xenium может держать заряд в течение нескольких недель, то коммуникатор придется подзаряжать, в среднем, раз в сутки. А это – серьезный удар по мобильности устройства.
Еще один существенный недостаток – сложность управления. Если обычную “раскладушку” можно просто открыть и тут же набрать номер, то со смартфоном придется повозиться. Как инструмент для совершения звонков такие устройства заметно уступают старым верным телефонам. И наконец, если пользоваться, например, интернетом, то это потребует дополнительных расходов. Услуги передачи данных со стороны операторов сотовой связи – удовольствие не из дешевых.