Пугачев отдает петербургские верфи государству

Два крупнейших промышленных предприятия Петербурга в ближайшие недели будут отданы государству за долги их владельца. Банкир и сенатор от Тувы Сергей Пугачев вынужден передать государственной Объединенной судостроительной корпорации Северную верфь и Балтийский завод, так как принадлежащий ему Межпромбанк попал в тяжелую ситуацию.

            Верфи, изначально построенные для строительства военных кораблей, возвращаются государству после 15-летнего периода, во время которого они переходили из рук в руки. В середине 1990-х Северную верфь купил Владимир Потанин, перепродавший ее затем своему партнеру Борису Кузыку, который когда-то работал советником Бориса Ельцина. Между ним и петербургским бизнесменом Александром Несисом (он тогда владел Балтийским заводом, а позднее создал группу по добыче золота и серебра “Полиметалл”) развернулся острый конфликт – каждый хотел заполучить обе верфи, которые стремительно теряли заказы. Все кончилось, как в анекдоте – “пришел лесник и всех разогнал”: влиятельный в начале 2000-х банкир Сергей Пугачев семь лет назад забрал оба завода в свою “Объединенную промышленную корпорацию” (ОПК).

Тогда считалось, что Пугачев –  приближенный к Кремлю предприниматель, который сможет обеспечить верфи как экспортными, так выгодными внутренними заказами. В том числе – оборонными, а также на строительство нефте- и газотанкеров. Но оказалось, что в рассказах о всемогуществе Пугачева пиара было больше, чем действительности. Экспортные контракты ушли из Петербурга на калининградский завод “Янтарь” – при том что Северная верфь и Балтийский завод десять лет назад построили серию военных кораблей для Китая и Индии. Менеджеры Пугачева лоббировали получение второго такого же контракта, но “Рособоронэкспорт” предпочел иметь дело с государственной верфью в Калининграде.

Корабли для российских ВМС Северная верфь, правда, строит, но не такими темпами, как хотелось бы заказчикам. Балтийский завод строит “коробки” сухогрузов, которые потом достраивают в Норвегии, плавучую АЭС и различное судовое оборудование. По оценкам экспертов, предприятия загружены примерно на 50 – 60%. Для сравнения: у государственных Адмиралтейских верфей процент загруженности больше.

ОПК обещала петербургским властям и своим партнерам сделать три вещи. Первое – получить крупный контракт на строительство газовозов для “Газпрома”. Второе – построить для сооружения  газовозов сухой док, потому что только в нем можно строить суда грузоподъемностью свыше 70 000 тонн. Третье – перенести производство с Балтийского завода на Северную верфь, а на освободившейся территории на Васильевском острове построить город-сад. Во все это нужно было вложить несколько миллиардов долларов. В итоге – не выполнен ни один пункт плана, территорию в центре освобождает не Балтийский завод, а Адмиралтейские верфи, а газовозы будут строить в Кронштадте, Выборге, Приморье или в Южной Корее.

Скорее всего, именно этот каскад невыполненных обещаний, а не долги Межпромбанка стали причиной национализации. Недаром в ОПК и ОСК (Объединенная судостроительная корпорация) утверждают, что купить верфи у Пугачева поручил лично премьер Владимир Путин. “ОПК уже получила от верфей все, что можно, – деликатно замечает высокопоставленный менеджер в оборонно-промышленном комплексе Петербурга. – Теперь пора отдать их государству, которое наконец вспомнило, что прямо в центре второй столицы стагнирует ценнейший промышленный актив, где можно строить любые боевые корабли. А Пугачев в это время покупает магазины за границей (см. досье). Лучше бы на эти деньги он построил сухой док”.

Техническая сторона дела выглядит так. Межпромбанку в самое ближайшее время нужно погасить кредиты и облигации на общую сумму около 39 миллиардов рублей. Обсуждаются три варианта национализации верфей: либо они будут напрямую переданы ОСК, либо их получит Внешэкономбанк, либо банк ВТБ. Банки, в свою очередь, продадут актив ОСК. В обмен на верфи Межпромбанку спишут кредит ЦБ на 31 миллиард рублей и дадут какую-то сумму, необходимую для поддержания ликвидности. Пока проблема заключается в том, что ОСК, например, готова заплатить не более 25 миллиардов рублей (независимые эксперты оценивают обе верфи примерно в 1 миллиард долларов минус долги и незагруженность), а Межпромбанк хочет около 90 миллиардов рублей. “Пока идут бесконечные переговоры, торг и согласования. Чую, что все это закончится тем, что сверху просто придет команда: отдать верфи государству. Тогда, возможно, нынешние хозяева не получат и 25 миллиардов”, – подытожил источник в отрасли.

Кстати, 9 июня секретарь Совета безопасности Николай Патрушев после заседания, посвященного проблемам судостроения, заявил, что отрасль находится в критическом состоянии, и государство будет ей помогать – но собирается “строго спрашивать” за эффективность расходования денег.              

Справка
Северная верфь. Основана в 1912 году. Сейчас может строить суда дедвейтом до 12 тысяч тонн. В нынешнем портфеле заказов – 5 корветов для ВМС России (первый сдан, второй спущен на воду), 2 фрегата и судно связи для ВМС России. Завод модернизирует 4 сторожевика для ВМС Алжира.
Балтийский завод. Основан в 1856 году. В 2009 году сдал дизель-электрический ледокол. Сейчас строит “коробки” серии океанских ролкеров типа Po-Pax по заказу норвежской верфи Fosen Mekaniske Verksteder A/S, плавучую атомную электростанцию.

Досье
Сергей Пугачев контролирует Межпромбанк, розничный банк М+, Национальный банк Республики Тыва, конструкторское бюро “Айсберг” (проектирует атомные ледоколы), пакет акций авиастроительной компании “Сухой”, телерадиовещательную компанию “Московия”, Енисейскую промышленную компанию. Есть у Пугачева активы во Франции, куда в последние годы все активнее смещаются его деловые интересы – это газета France Soir и сеть из 320 бутиков и ресторанов Hediard. ОПК оценивает свои активы в 300  миллиардов рублей.
9 июня 2010 г. международное рейтинговое агентство Fitch сообщило об усилении обеспокоенности Fitch относительно текущей позиции ликвидности Межпромбанка, включая его способность осуществить выплаты по еврооблигациям на сумму 200 млн евро (эквивалент 7,2 млрд руб.), срок погашения по которым наступает 6 июля 2010 г.

Кстати
На прошлой неделе президент ОСК Роман Троценко заявил, что Адмиралтейские верфи будут переведены из центра Петербурга на остров Котлин. Это произойдет между 2016 и 2020 годами. В Кронштадте будет построена суперверфь для строительства кораблей дедвейтом до 150 тысяч тонн, а Ново-Адмиралтейский остров, где сейчас находится завод, будет продан с молотка.

“Пугачев вкладывался в заводы”

Руслан ПУХОВ, директор Центра анализа стратегий и технологий, член общественного Совета при Минобороны РФ:

– Сергей Пугачев оказался последним, чьи предприятия оборонной промышленности отошли государству. Как показало наше исследование по 20 крупнейшим компаниям “оборонки”, в 2009 году 91,8% выручки этих компаний обеспечили госпредприятия, что означает фактически окончательную национализацию российского оборонно-промышленного комплекса. Доля частных или не включенных в состав холдингов госпредприятий продолжает падать, и в ближайшей перспективе эта тенденция вряд ли изменится.

Конечно же, во всем мире предприятия любой формы собственности борются за экспортные заказы, однако в России отсутствие экспортных заказов было компенсировано государством: в прошлом году гособоронзаказ от Минобороны и гражданские подряды дали 58,1% выручки предприятий.

Что же касается судо – и кораблестроения, то это – одна из самых сложных и комплексных отраслей промышленности и не так много частных холдингов в мире предпочитают с ней возиться. Обычно, эти предприятия являются государственными. И надо отдать должное Пугачеву, что все годы, когда он владел заводами, он вкладывался в их развитие, регулярно платил зарплату и налоги. Государство получает предприятия в приличном виде, что является разительным контрастом, например, с Амурским судостроительным заводом, который частные собственники просто развалили.