Перестановки в Смольном: кто выиграл и кто проиграл

Как и предполагал Online812 в мае, за отставкой Александра Вахмистрова, о которой так долго говорили и которая теперь проанонсирована официально, последовал передел Администрации губернатора, лишившейся половины своих функций.

        Орган, который создавался как идеологический аналог Администрации президента, стал просто канцелярией – то ли потому, что нет больше в городе людей, достойных его возглавлять, то ли функций оказалось слишком много.

О кадровой революции в Смольном сообщила, предвосхищая события, сама Валентина Матвиенко. Отставка Александра Вахмистрова и все последующие за ней кадровые перестановки должны произойти 29 июня – после ПЭФа и трехсотлетия Царского Села. Такое заблаговременное официальное извещение, вообще-то не являющееся для Смольного традиционным, эксперты объясняют необходимостью официальной подготовительной работы (в том числе согласования в ЗакСе нового вице-губернатора), которую все равно не утаишь. Кроме того, озвучив планы перестановок, губернатор поставила точку во внутренней борьбе за перераспределение полномочий и сэкономила тем самым себе массу нервов.

Администрация губернатора в ее нынешнем виде была создана бывшим заместителем завотделом партийного строительства и кадровой работы  ЦК КПСС Виктором Лобко, который возглавлял ее с момента прихода Валентины Матвиенко до своей отставки полтора года назад. Хотя формально полномочия Администрации по сравнению с предшественницей – Канцелярией губернатора, которая существовала при Владимире Яковлеве – сильно не изменились, политический вес стал огромен, в первую очередь благодаря аппаратному опыту Виктора Лобко. Сменивший его Александр Вахмистров наследство не приумножил, но сохранил. Но следующий глава Администрации, Михаил Осеевский, о грядущем назначении которого тоже объявлено официально, получит ее в сильно урезанном виде.

Из структуры Администрации выводятся два ключевых для аппаратной борьбы ведомства – Юридический комитет и Управление кадров, которые теперь будут подчиняться лично губернатору. Кроме того, Михаилу Осеевскому не достанутся пресс-служба (она переходит в ведение вице-губернатора Аллы Маниловой) и мобилизационное управление, отошедшее вице-губернатору Валерию Тихонову. Из важных вещей за Администрацией остается курирование районов и взаимодействие с ЗакСом.

В мае, когда появилась информация о таком сценарии развития событий, Михаила Осеевского в качестве потенциального преемника Александра Вахмистрова стали называть почти сразу. Правда, при этом говорили, что экономическому вице-губернатору гораздо интереснее контролировать финансовые потоки, чем строить районных чиновников. Как теперь объявлено, Осеевский, хоть и возглавит Администрацию, останется куратором финансово-экономического блока (Вахмистров в свое время руководство любимым строительным сектором, уходя на новый пост, оставил. Это лишнее свидетельство того, какое значение Администрации губернатора придается теперь).

Источники уверяют, что инициатором такого радикального решения была сама Валентина Матвиенко. Возможно, она не нашла других людей, достойных продолжить дело Лобко – Вахмистрова, а Михаил Осеевский не изъявлял желания целиком погрузиться в административную работу. Или губернатор сочла, что ее администрация обладает избыточными полномочиями, что мешает поступательному движению города по пути европейских стандартов. Сам Виктор Лобко на вопрос Online812, не грустно ли ему смотреть, как разрушается созданное им ведомство, ответил: “Не я его создавал – это было коллективное решение, которое принимали и губернатор, и депутаты. Все, что я мог сделать, когда работал во главе Администрации, я сделал. Но время идет, все меняется – и жизнь, и люди – и губернатор поступает так, как считает нужным”.

Вторым по значимости результатом кадровой революции станет создание нового транспортно-дорожного блока, который возглавит вице-губернатор Юрий Молчанов, сейчас отвечающий за инвестиционные проекты. Он сохранит за собой свой инвестиционный блок (правда, потеряет КУГИ) и добавит к нему все, что связано с транспортом и дорогами, отобрав их у вице-губернатора по ЖКХ Алексея Сергеева. Эксперты считают это большим плюсом для Юрия Молчанова – транспортные проекты, финансируемые в значительной степени за счет бюджета, предоставляют большое поле для приложения сил.

Вакантное место вице-губернатора займет председатель КУГИ Игорь Метельский. Он возглавит имущественный блок, куда помимо его нынешнего комитета войдут Комитет по земельным ресурсам и КГИОП. Последнее решение вызвало некоторый оптимизм у защитников исторического Петербурга, поскольку прежде ведомство по охране памятников подчинялось строительному вице-губернатору, лоббирующему интересы строителей.

В итоге главным проигравшим оказывается вице-губернатор Алексей Сергеев, который лишается половины ключевых комитетов – КБДХ и транспортного. Из важного за ним остается Жилищный комитет и Комитет по энергетике. Правда, вместо КБДХ (который почти полностью уйдет к Молчанову) будет создан Комитет по благоустройству на базе существующего Управления по обращению с отходами. Но он не сравнится с возможностями упраздняемого КБДХ.

Кроме того, любопытна судьба строительного вице-губернатора Романа Филимонова. Потеря КГИОПа для него несущественна, однако он по должности курирует строительство транспортной инфраструктуры и метро, которые, по логике, должны отойти Молчанову. Но в пресс-службе Романа Филимонова нам сообщили, что в его ведении останутся “все вопросы дорожного строительства, связанные с развитием новых территорий”. А строительство метро действительно достанется Молчанову.

Правительство покинет глава Центрального района Светлана Штукова, зато туда берут главу Адмиралтейского района Наталью Гордееву и главу Комитета по внешним связям Александра Прохоренко. Последний был вице-губернатором еще при Владимире Яковлеве и будет теперь вместо Александра Вахмистрова символизировать преемственность власти в Смольном.

Любопытно, что при всей масштабности перестановок (это, безусловно, самые значительные кадровые перемены за все время правления Валентины Матвиенко) из Смольного, кроме самого Вахмистрова, не ушел ни один человек и туда не пришел никто новый. То есть все в итоге вылилось в перетягивание административного одеяла, главными победителями в котором следует признать Юрия Молчанова и Игоря Метельского, а проигравшими – Алексея Сергеева и Светлану Штукову. Наиболее популярное объяснение – неудачи в борьбе со снегом. Хотя некоторые эксперты считают, что административные неудачи вице-губернатора по ЖКХ вызваны не его собственными промахами, а действиями более сильного конкурента.                 

Судьба КГИОПа

В результате структурных перестановок КГИОП из подчинения строительного вице-губернатора Романа Филимонова перешел в подчинение имущественного вице-губернатора Игоря Метельского.  Хорошо ли это? – спросил Online812 у заинтересованных лиц.

Вера ДЕМЕНТЬЕВА, председатель КГИОП:
– Надо сказать, что органы охраны памятников периодически меняли подчинение – находились и в блоке культуры, и в градостроительном. На самом деле структурное нахождение КГИОП  в системе городского правительства – не самая важная позиция,  так как мы имеем специальный закон, который обязателен к исполнению всеми органами государственной власти, а не только органами, осуществляющими государственный контроль в сфере сохранения культурного наследия. Взаимоотношения с градостроительным блоком уже практически урегулированы законом Петербурга № 820-7 “О границах зон охраны…”. Так что на нынешнем этапе более важно полноценное вовлечение объектов культурного наследия в гражданский оборот: добиться, чтобы все пользователи (и арендаторы, и собственники) исполняли закон и несли ответственность за содержание памятника.

Александр КОНОНОВ, зам. председателя СПб отделения ВООПИиК:
– Сама идея вывода КГИОП из строительного блока – правильная. По смыслу своей работы  КГИОП – орган консервативный, выступая за сохранение культурного наследия, он должен оппонировать строителям. Нахождение в строительном блоке неизбежно приводит к подчинению им. В 1990-е годы этот комитет входил в культурный блок правительства Петербурга, и лучше бы он вернулся именно туда. Вероятно, перевод в имущественный блок связан с расширением планов по приватизации памятников.