В Галерее графики Эрмитажа открылась выставка «Картинная галерея Эрмитажа в гравюрах, рисунках и миниатюрах». 120 листов ручной и печатной графики рассказывают о том, как появились первые иллюстрированные музейные каталоги.
Когда Екатерина II начала покупать европейскую живопись, приобретя крупные собрания Гоцковского, Брюля, Кроза, Кобенцля, Шуазеля, то многие картины уже были гравированы и изданы. Наверняка, императрица пользовалась некоторыми оттисками, прежде чем покупать картины.
В качестве примеров показаны «Даная» Луи Депласа по оригиналу Тициана из собрания Кроза, «Бокал лимонада» Антуана-Луи Романе по оригиналу Герхарда Терборха из собрания Шуазеля, «Портрет старца» Пьера Фийоля по оригиналу Рембрандта.
В 1788 году в Лондоне Джоном и Джозаей Бойделлами был издан комплект эстампов с лучших картин собрания Екатерины II, прежде входивших в коллекцию Роберта Уолпола и купленную Екатериной II в 1779 году. Подносной экземпляр императрице имеет красный кожаный переплет, украшенный золотыми российскими гербами.
В 1930 году советское правительство продало альбом на Запад. В 2022-м меценат Михаил Карисалов выкупил его и подарил Эрмитажу.
Отдельно на выставке представлено меццо-тинто Джона Мерфи «Жертвоприношение Авраама» по оригиналу Рембрандта из более раннего – 1781 года – издания бывшей коллекции Уолпола.
Британский гравер Джон Уокер был приглашен в Россию в 1784 году. Он воспроизвел 14 картин из эрмитажного собрания. На выставка показаны восемь, большинство впервые представлены публике.
.
Здесь находится выбор куратора Сергея Орехова
Меццо-тинто Уокера «Геркулес-младенец» по Джошуа Рейнолдсу.
«Всепокорнейшее приношение» было с намеком на мощного Геркулеса как будущее России.
«Игроки» выполнены Уокером по оригиналу Теодора ван Ромбоутса (1620-е).
Любопытно, что в личных покоях Екатерины была и миниатюрная акварельная копия этой картины. Она, как и ряд других миниатюр неизвестных художников XVIII века, впервые показаны на нынешней выставке.
Вероятно, Уокер не собирался ограничиваться 14 гравюрами. Он сделал пробные, теперь совершенно раритетные оттиски «Святого семейства с жертвователями» по Якобу ван Осту и «Семейную сцену» по Касперу Нетшеру. Но после Великой французской революции рынок гравюр схлопнулся, и Уокер не рискнул продолжать серию.
.
Вторая часть выставки посвящена изображениям залов Эрмитажа, выполненными разными художниками. Трио лидеров – Эдуард Гау, Константин Ухтомский и Луиджи Премацци. По их педантичным акварелям искусствоведы сейчас изучают, какие картины где висели и как выглядели сами залы.
.
Здесь выбор Города812
Эдуард Гау. Кабинет картин итальянских школ в Новом Эрмитаже. 1860.
В центре изображена знаменитая картина Рафаэля «Мадонна Альба». Сейчас находится в Национальной галерее в Вашингтоне.
Эдуард Гау. Зал картин русской школы в Новом Эрмитаже. 1856.
На центральной стене, слева направо: «Медный змей» Федора Бруни и «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Сейчас оба полотна – хиты Русского музея.
На десерт на выставке показан рисунок Джакомо Кваренги «Проект Картинной галереи над старыми конюшнями». Начало 1800-х годов.
Этот проект архитектор создал вместе с «Лоджиями Рафаэля». Он не был реализован, а после строительства Нового Эрмитажа и от конюшен ничего не осталось.
Выставка работает по 1 февраля 2026 года.
Борис Вадимов











