В Эрмитаже открылась выставка трех картин Бернардино Луини – «Святой Себастьян», «Святая Екатерина» и «Распятие с Мадонной, святыми Павлом, Марией Магдалиной, Иоанном и Франциском». Все три поступил в музей в XIX веке из разных собраний.
Бернардино Скапи (около 1480 — 1532), известный как Бернардино Луини, хотя и не был учеником Леонардо да Винчи, стал одним из самых успешных его последователей. Искусство Леонардо произвело на Луини столь сильное впечатление, что полностью подчинило себе его индивидуальную манеру, отчего к картинам и фрескам ломбардца в разное время относились по-разному.
При жизни творчество мастера было популярно и востребовано заказчиками, для чего художник основал большую живописную мастерскую в Милане. Позднее, в XVIII–XIX веках, Луини критиковали за слащавость и декоративность, за упрощение великого Леонардо.
«Святой Себастьян» и «Святая Екатерина» прошли реставрацию в Лаборатории научной реставрации станковой живописи, специалисты которой удалили пожелтевший лак и поздние записи. Благодаря этому открылась авторская палитра. После окончания выставки (23 ноября) картины вернутся на свое традиционное место в зал № 215 в здании Старого Эрмитажа, посвященный ученикам и последователям Леонардо да Винчи.
«Распятию Христа» —предстоит также по окончании выставки пройти долгий путь исследования и кропотливой реставрации. Зрители смогут сравнить состояние этой картины с уже отреставрированными работами Луини и увидеть искажения ее цветовой палитры, по‑прежнему находящейся под слоем музейного лака.
Б.В.
Фото предоставлено Государственным Эрмитажем



