Как построить цивилизованный медицинский рынок?

Ассоциация частных клиник Петербурга давно и последовательно отстаивает право на равные условия для частных и государственных учреждений на рынке медицинских услуг. Именно она стала инициатором пересмотра тарифов Территориального фона ОМС на оказание медицинской помощи и поддержала переход на одноканальную систему финансирования. Но до равных прав частной и государственной медицине еще далеко. Поэтому, как считает председатель ассоциации Надежда АЛЕКСЕЕВА, спокойной жизни частные клиники не ждут, но и чиновникам ее не обещают до тех пор, пока справедливые условия не будут узаконены.(на правах рекламы)

         – Недавно вы начали новый этап в борьбе за право пациентов лечиться в частных клиниках – подали исковое заявление в суд на Минздравсоцразвития. Чем закончилась эта история?
– Она еще продолжается. В начале года четыре клиники, входящие в нашу ассоциацию, обратились в Минздравсоцразвития РФ с заявлением о включении в перечень медицинских учреждений, принимающих участие в госзаказе по оказанию высокотехнологичной медпомощи (ВМП). Официального ответа на свое заявление мы так и не дождались. “КардиоКлиника” обратилась в суд с иском на бездействие Минздравсоцразвития, но суд встал на сторону министерства, ссылаясь на Бюджетный кодекс: госзадание формируется только для государственных учреждений здравоохранения. На прошлой неделе мы подали апелляцию, и скоро состоится новое заседание. Ведь на самом деле отказ частным клиникам в праве на получение госзаказа противоречит антимонопольному законодательству. Поэтому ФАС России подготовила соответствующие поправки в  “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”.  

– А что вы предлагаете изменить в этом законе?

– В первую очередь необходимо во всех законодательных актах исключить указание на предоставление отдельных видов медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, только государственными и муниципальными медицинскими организациями. Точнее, следует добавить в этот перечень частные медицинские организации. Закон должен обеспечить равное участие учреждений всех форм собственности в оказании любых видов медицинской помощи. Главным аргументом для допуска клиники к участию в государственной программе должно стать наличие лицензии и условий для предоставления той или иной услуги. Например, в “КардиоКлинике” мы уже 3 года спасаем петербуржцев, ставших жертвами инфаркта миокарда. Город же еще только собирается создавать специализированные центры для их спасения. А пока они создаются, люди должны умирать или становиться инвалидами? Мы готовы принимать пациентов и оказывать им экстренную помощь, причем по европейским стандартам, – в течение 30 минут после инфаркта, когда последствий этой сердечно-сосудистой катастрофы можно избежать: включили аппарат, собрали бригаду интервенционных кардиологов, они сделали больному пластику артерий, поставили стент и – никакой инвалидности. Наша статистика – это нулевая летальность и 1,5 процента осложнений местного значения вроде гематомы. Мы можем работать по тем тарифам, по которым работают государственные учреждения, но нам не дают такой возможности, потому что вопреки логике в оказании ВМП могут участвовать только государственные учреждения…

– Вы активно призывали к реформе здравоохранения, и сегодня проекты новых законов уже готовы. Они соответствуют вашим ожиданиям?

– Нет. Например, создание автономных учреждений – это серьезная конкуренция для частной медицины, не отменены платные услуги в государственных клиниках… Хотя если бы даже при новом законодательстве все делалось по правилам, беспокоиться не стоило бы. Но у нас – игра без правил. Поэтому мы вынуждены быть настороже. Скажем, стоимость медицинской помощи должна быть объективной, основанной на себестоимости, и не может опускаться ниже рыночной. Если, как и прежде, государственные клиники будут демпинговать, мы будем обращаться в ФАС. Мы не остановимся и в отстаивании законного права на участие в оказании ВМП. Считаем, что размещение госзаказа или муниципального заказа должно проводиться на конкурсной основе среди клиник всех форм собственности. Словом, мы будем последовательно строить цивилизованный рынок медицинских услуг, несмотря на то что происходит это пока очень медленно. Но все же происходит.

Врачи обрастают бумагами

Ефим ДАНИЛЕВИЧ, генеральный директор, главный врач Американской медицинской клиники: 
– Частная медицина быстро развивается. Она уже доросла до того, что способна использовать в лечении высокие технологии. Клиника “Скандинавия”, к примеру, прекрасно владеет методом ЭКО, “КардиоКлиника” сильна в сердечно-сосудистой хирургии, Американская клиника – в замене тазобедренного и коленного сустава… Так частная медицина развивалась во всем цивилизованном мире, это закономерно. Со временем там появилась хорошо развитая и государственная и частная медицина. На определенном этапе она стала общенациональной: стало не важно, каким способом компенсируются затраты на оказание медицинской помощи, важна – сама медицинская помощь. И мы к этому обязательно придем, странно только, что обществу в лице государства необходимо это доказывать.

Сегодня меня пугает новая тенденция, касающаяся юридической ответственности в здравоохранении. В этом смысле мы, похоже, выбираем самый плохой – американский сценарий, в котором юристы уже измучили систему здравоохранения. И мы впадем в эту крайность: если раньше у нас медики ни за что не несли ответственности, теперь маятник качнулся в другую сторону.

По Закону “О защите прав потребителя” врач несет ответственность за исчерпывающую информированность пациента. То есть доктор должен в письменном виде изложить пациенту все о его болезни, лечении, возможных осложнениях и так далее. А пациент должен поставить свою подпись под этой информацией. Если такой бумаги нет, он может предъявить врачу претензию в суде. И это было бы понятно, если б речь шла о сложной операции, многоэтапном лечении. Но такое же информированное согласие требуется даже для… назначения следующего приема. Сколько таких расписок потребуется в ходе лечения?

Я – за то, чтобы врач нес ответственность за результаты лечения пациента, в противном случае снижается его качество. Но получается, что критерием его оценки теперь служит количество составленных бумаг. В результате, встав на правильную дорогу – увеличив ответственность врача перед пациентом, мы рискуем заблудиться из-за бюрократии.

Город готов покупать медуслуги

Аркадий СТОЛПНЕР, председатель правления Лечебно-диагностического центра  Международного института биологических проблем (МИБС):
– Мне кажется, что наше желание участвовать в оказании ВМП услышано в правительстве Петербурга. По инициативе В. И. Матвиенко на прошлой неделе состоялась наша встреча  с руководством Комитета по здравоохранению Петербурга и вице-губернатором Людмилой Косткиной. Вероятно, будет найдено  компромиссное решение. Поскольку частные учреждения пока не могут рассчитывать на федеральные квоты по оказанию ВМП, то в соответствии с Федеральным законом “О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” город имеет право покупать необходимые ему медицинские услуги. На самом деле этот механизм уже отработан – в свое время из бюджета частным клиникам оплачивалось оказание помощи петербуржцам по гемодиализу и экстракорпоральному оплодотворению.

Сегодня город готов оплачивать высокотехнологичное лечение нейрохирургических больных. И для больных это крайне важно. В России всего два центра радиохирургии –  в   Москве в Институте нейрохирургии им. Бурденко и наш ЛДЦ МИБС в Петербурге. За  первый год мы выполнили 350 операций. Как сказали наши зарубежные партнеры: “Это самый впечатляющий старт для нового центра”. Но потребность в радиохирургическом лечении гораздо выше, а большинству пациентов оно не по карману. 

Конечно, мы бы хотели сотрудничать с городом и в части, касающейся обслуживания петербуржцев в наших центрах МРТ-диагностики. Надеемся, что в ближайшее время в Петербурге будет введено одноканальное финансирование медицинских учреждений из Территориального фонда ОМС. Во всяком случае,  подготовительная работа к этому    активно ведется. Мы уже сегодня подаем заявку в фонд на участие в программе оказания медицинской помощи горожанам. Однако нынешние тарифы слишком низки, и мы не сможем оказать помощь большому числу пациентов. Когда они станут более реальными, мы сможем обследовать всех нуждающихся в наших услугах. 

Мы ждем перемен

Анна СОКОЛОВА, директор Медицинского центра “ХХI век”:
– Реформа здравоохранения – это результат естественного развития событий. В новых условиях изменятся рыночные отношения, и мы должны быть к ним готовы. Надеюсь, что, в конце концов, в нашей стране все-таки будет создан цивилизованный рынок медицинских услуг, в котором, как в европейских странах, нет монополии, спрос соответствует предложению, а у пациентов есть возможность выбора медицинского учреждения не на бумаге, а на деле.

До сих пор частные клиники не могли участвовать в программе обязательного медицинского страхования, поскольку тарифы на оказание медицинской помощи были неполноценными – они рассчитывались исходя лишь из части реальных расходов на оказание медицинских услуг. По ним могли работать лишь те медицинские учреждения, что имели дополнительные – бюджетные источники финансирования. Сегодня все приходят к единому мнению, что необходимо консолидировать источники финансирования процесса оказания медицинской помощи пациентам. Это позволит объективно рассчитать стоимость каждой медицинской услуги с учетом всех затрат на ее оказание. И когда одноканальное финансирование будет узаконено, то это значит, что и заинтересованные частные медицинские клиники смогут принимать застрахованных с полисами ОМС, а у пациентов появится возможность выбирать: в какое – частное или государственное учреждение – обращаться за помощью.