На прошлой неделе в ЮАР на чемпионате мира все больше говорили не о самом футболе, а о судействе. Поводом стали грубые ошибки арбитров: один не увидел, как мяч залетел в ворота немцев, другой, наоборот, засчитал гол в ворота мексиканцев, забитый с грубым нарушением правил.
Обоих арбитров уже отстранили от участия в чемпионате, но глава судейского комитета ФИФА Хосе Мария Гарсия Аранда никак не хочет соглашаться с тем, что уровень судейства этим летом как никогда низок: “Мы анализируем каждое действие судей на поле. Согласно нашей статистике, арбитры в среднем за матч принимают более 95 процентов верных решений. Это очень хороший показатель, он значительно выше по сравнению с предыдущими турнирами”. С последним пассажем вряд ли согласится петербургский рефери Николай ГОЛУБЕВ, который работал на предыдущем чемпионате мира.
– Четыре года назад наша сборная тоже не попала на чемпионат, но судейская бригада из России в Германии работала. В ЮАР же нет ни футболистов, ни арбитров из России, почему?
– Ну про футболистов вы, наверно, знаете, и не мне за них отчитываться, а с судьями сложилась такая ситуация: Валентин Иванов и Юрий Баскаков по возрасту закончили судить, и у нас не осталось судей, которые входят в так называемую элитную группу арбитров УЕФА, а только они могут работать на главных футбольных турнирах. В следующей за элитной группой – первой – есть один россиянин: москвич Алексей Николаев. Шанс попасть в нее есть и у нескольких молодых, в частности у петербуржца Владислава Безбородова. До следующего чемпионата мира еще четыре года, так что у него достаточно времени, чтобы добраться до элитной группы, а оттуда уже до Бразилии.
– Неужели судьи из Малайзии или Сейшельских островов, а они задействованы в ЮАР, лучше наших?
– Конечно, когда судишь первенство Сейшельских островов, нельзя стать судьей высокого уровня, но на чемпионате мира изначально представлены все континенты. Как среди команд, так и среди судей. Наша сборная тоже, может быть, не слабее Гондураса или Новой Зеландии, но в Европе пройти отбор не смогла.
– Как происходит назначение арбитров на чемпионатах мира?
– Комитет ФИФА за 3 – 4 дня до игры ставит в известность судейскую бригаду, но до поры до времени эта информация остается закрытой для общественности. Чтобы судьи спокойно готовились и не испытывали никакого психологического давления извне. Отработал хорошо, тебя опять назначат.
– При назначении арбитров на конкретный матч учитывается, чтобы судьи были с нейтрального континента?
– Как правило, да. Хотя официально это нигде не записано и, я думаю, исключения возможны. Да и две европейские сборные вполне может судить европеец. Но ближе к финалу остаются только сильнейшие. Ведь ФИФА анализирует работу каждого и по ходу турнира отсеивает тех, кто похуже. Не везет только арбитрам из тех стран, чьи сборные вышли в четвертьфинал – они автоматически вычеркиваются из списка претендентов.
– Один из главных четвертьфиналов Германия – Аргентина судил арбитр из Узбекистана. Сенсация в ваших кругах?
– Я лично не знаком с Равшаном Ирматовым и до чемпионата никогда в деле его не видел. Но у себя в Азии он котируется, раз ему доверили в ЮАР матч открытия. И судя по всему, ФИФА он тоже понравился, раз привлекли к четвертьфиналу.
– За четыре года, что прошли с прошлого чемпионата, в футбольных правилах случилось много нововведений?
– Никаких существенных. Ну разве что арбитры должны теперь требовать, чтобы футболки, которые игроки поддевают под игровые, были точно того же цвета. Обратите внимание на бразильцев – им холодно в ЮАР, а футболки к чемпионату подготовили без рукавов. Вот все и утепляются. Были рекомендации по использованию красных и желтых карточек, их стало больше, но все это перемены сугубо методического плана. А последние кардинальные изменения относятся к 1990 году, изменилось правило определения вне игры. Если прежде офсайд фиксировался, когда нападающий и защитник находятся на одной линии, то с тех пор атакующие получили преимущество. Такого рода крутых изменений нет и уже, наверно, не будет.
– Четыре года назад в Германии, по-моему, не было такого недовольства арбитражем, как сейчас в ЮАР?
– Свой чемпионат, конечно, как и рубаха, ближе к телу, но сейчас ничего криминального не случилось. Ошибки случались и всегда будут, со временем они забудутся. Тем более что в итоге они не повлияли на результат, не помешали пройти дальше тем, кто был сильнее. Немцы были сильнее англичан, аргентинцы – мексиканцев. И это не мои слова, а игроков проигравших команд. Просто тут вдруг в один вечер случились сразу два грубых судейских промаха, вот и шума столько. Вспомните, что творили вратари на старте чемпионата, хит-парады составлять можно. Только и разговоров об этих ляпах было. Любые ошибки поднимают интерес к чемпионату. После вратарей очередь дошла до судей, теперь, не удивлюсь, вспомнят про нападающих, которые не забивают из стопроцентных ситуаций. Президент ФИФА Блаттер давно сказал мудрую фразу о том, что ошибки – футболистов, судей, тренеров – составная часть футбола и без них было бы скучно.
– Но ошибка ошибке рознь. Тевес два метра во вне игры, и не увидеть этого…
– По логике игры Тевесу вообще не стоило трогать мяч, и был бы чистый гол. Вот и арбитры в динамике, думаю, не заметили касания, не такие уж они слепые, чтобы не увидеть человека в глубоком офсайде. Я сам только на втором повторе убедился, что аргентинец сыграл головой. Все эти судейские ошибки стали просто более заметны с ростом освещения чемпионата. Вот в 1966 году в финальном матче Англия – ФРГ была такая же история с голом от перекладины, так до сих пор никто не знает, был гол или нет. Съемка велась с одной камеры и оттуда, откуда ничего не видно. А теперь показали с нескольких ракурсов, в том числе и с камеры, которая на линии ворот, тут и спорить нечего. А было бы телевидение на том же уровне 60-х годов, никто бы ничего не говорил. Да судить тогда было проще – команды пешком по полю ходили.
– Как судья мог не увидеть мяча в воротах, если он туда на метр влетел – моргнул в это момент или на какую-нибудь африканку на трибунах засмотрелся?
– В этой ситуации главному судье должен был помочь помощник. По методике он располагается на боковой линии поля на уровне предпоследнего игрока обороняющейся команды. Удар был издали, значит, он находился метрах в 12 – 13 от ворот. Был бы он на линии, увидел бы, безусловно. А с его позиции не было очевидного взятия ворот. Главный же находился еще дальше.
– Вот был бы судья за воротами, не было бы никакого скандала. Чем закончился эксперимент УЕФА по увеличению судейской бригады…
– Нам запрещено официально давать комментарии на сей счет, и про себя промолчу. Сам слышал мнения разные, и среднее количество ошибок не уменьшилось. Не со взятием ворот, а в основном с неназначением или неправильным назначением пенальти. Хотя, казалось, проще простого судье, который прямо за воротами стоит, все увидеть. А итоги еще не подвели, анализируют. Но международный совет по правилам принял решение продолжить эксперимент. Два дополнительных арбитра появятся теперь и в матчах плей-офф Лиги чемпионов, а в Лиге Европы – во всех матчах.
– А что говорят по поводу введения видеоповтора?
– Здесь не все так просто, как кажется со стороны. С хоккеем, где все мобильно, в рамках одной площадки и предусмотрены паузы, даже на рекламу, параллелей проводить не стоит. В футболе возникает масса вопросов: кто будет смотреть видео, и кто будет решать, что смотреть и когда. Надо готовить специальных людей – досконально знающих правила, психологически подготовленных. Но даже если они найдутся, когда останавливать игру и по чьей команде. Вдруг уже следующий эпизод, а тут кто-то: “Давайте-ка посмотрим предыдущий!” Если смотреть все спорные эпизоды подряд – сутки играть придется. Футбол умрет как динамичный, зрелищный вид спорта.
– Давайте смотреть только взятие ворот…
– На матчах Лиги чемпионов не везде столько камер, как сейчас на чемпионате мира. И не все расположены так умело, как в ЮАР на матче Германия – Англия. А в нашей премьер-лиге такие камеры вообще можно установить только на трех стадионах – в Лужниках, на “Локомотиве” и на “Петровском”. Получается, здесь смотреть будем, а в Нальчике и в Перми – нет. Чемпионат по разным правилам? И не только в России такая ситуация. Когда судишь отборочные матчи чемпионата Европы, в некоторых странах условия еще более дикие. Может быть, использовать видеоповтор тогда только на финальных матчах чемпионатов мира и Европы, а вдруг защитник перекроет своим телом необходимый ракурс. Стоял бы защитник на линии ворот в матче Германия – Англия, мы и здесь бы ничего не увидели.
– Может, теперь и наших судей меньше ругать будут, когда оказалось, что и арбитры мирового уровня ошибаются?
– Вполне вероятно, что после возобновления чемпионата России накал несколько спадет. Все увидели, что не только в России такие идиоты, как нас называют, судят. Но все это ненадолго, на пару туров.