В Гербовый зал Зимнего дворца на время (до 5 апреля будущего года) возвращены восемь металлических позолоченных гербов российских городов. В свое время они были изготовлены по проекту Росси. Так Эрмитаж отметил 250-летие со дня рождения Карла Росси – автора проекта Главного Штаба, восточное крыло которого музей занимает с 1988 года.
После победы над Наполеоном, кроме Военной галереи 1812 году была задумана перестройка Гербового зала. Росси спроектировал четыре пары скульптурных групп – русские витязи и военные атрибуты. Над скульптурами работали Василий Демут-Малиновский и Николай Токарев. Каждую пару украшали 13 гербов городов и губерний Российской империи, всего 52 штуки. Их установили в 1830 году.
Сохранился проектный чертеж архитектора и картина Адольфа Ладюрнера с изображением части Гербового зала. Хотя полотно датировано 1838 годом, оно было написано по допожарным эскизам. Пожар 1837 года уничтожил и гербы, и скульптуру, и весь интерьер.
Воссоздавал Гербовый зал Василий Стасов, он несколько изменил габариты и отделку, тогда появилось золочение колонн. Скульптурами по эскизам Росси занимался Август Юлиус Штейхенберг, гербами – дворцовые мастерские. Этот интерьер просуществовал до 1914 года, сохранилось фото 1905-го. После начала первой мировой войны, в Гербовом, как и в других парадных залах, разместился госпиталь для раненых. Гербы убрали, сейчас они хранятся в фондах.
По случаю 250-летия со дня рождения Карла Росси восемь гербов, которые лучше сохранились, на полгода вернули в Гербовый зал. В перспективе планируется реставрация Гербового зала, тогда можно будет говорить о возвращении всех гербов.
А в Главном штабе открылась выставка «Стиль ампир: росписи в интерьерах министерств». В первой трети XIX века в восточном крыле находились министерство иностранных дел и министерство финансов. Парадные помещения обильно украшены монументальной ампирной росписью. Для ее исполнения Росси пригласил Джованни Баттиста Скотти, Антонио Виги и других мастеров. Первая серьезная реставрация росписей была проведена в 1949-1950 годах. Капитальная реставрация – в 2011 – 2013 годах.
При разборке поздних перегородок были найдены 16 небольших фрагментов в плохой сохранности. Их сняли вместе со штукатуркой, поместили на новую подложку и теперь это самостоятельные архитектурные объекты. Они представлены на выставке.
Еще один фрагмент имеет особую судьбу. Во время работ на третьем этаже восточного крыла реставраторы обратили внимание, что высота потолка в одном из залов примерно на полтора метра ниже, чем в остальных. Тогда в полу помещения сверху был сделан лючок и открылась глухая антресоль с росписями 1820-х годов по эскизам Росси. Их законсервировали, а фрагмент с лючка стал арт-объектом. Он – главный экспонат выставки.
Она работает по 5 апреля.
Борис Вадимов








