Как Всероссийская перепись населения будет проходить в Петербурге

С 14 по 25 октября в стране пройдет Всероссийская перепись населения – вторая за прошедшее десятилетие. Сейчас во всех российских регионах полным ходом идет подготовка к этому масштабному мероприятию. Кому и зачем нужна перепись? О чем будет спрашивать переписчик? И как определить, что под его видом в дом пришел не мошенник? Об этом в интервью «МК» в Питере» рассказал заместитель руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области «ПЕТРОСТАТ» Дмитрий Дорофеев.

           – Д митрий Олегович, что дает перепись населения государству и каждому из нас?
– Цель переписи – получение широкого круга демографической и социально-экономической информации, характеризующей жителей страны как в целом, так и каждого населенного пункта и муниципального образования в отдельности. И других источников информации, способных дать настолько широкую и точную оценку численности и структуры населения, его распределения по территории страны, национального и языкового состава, образовательного уровня, не существует. Результаты переписи необходимы и для оценки финансовых затрат, направленных на реализацию мер социальной политики государства и его отдельных регионов. Они станут основой для долгосрочных прогнозов численности и состава населения, включая информационное обеспечение пенсионной реформы.

– По сути результаты переписи – это “портрет” населения страны, но готовы ли люди участвовать в его создании?
– К сожалению, мы одна из немногих стран в мире, где участие в переписи добровольное, а не обязательное. Тем не менее, у нас, по разным оценкам, 70-75 процентов населения готовы участвовать в переписи. Проблема существует в Москве и Петербурге – здесь процент участников, скорее всего, будет ниже, чем в других регионах России.

– И с чем это связано?
– Во-первых, у нас людей часто не бывает дома. А во-вторых, и это болезнь всех мегаполисов мира, у горожан стойкое неверие в то, что государство что-то проводит не для того, чтобы что-то узнать, а для того, чтобы тебе помочь. А в регионах – более патриархальный уклад жизни: если что-то просят, значит, это кому-то надо. Никто не будет выбрасывать миллиарды рублей на то, чтобы просто поставить галочки. Если кто-то не пустит в дом переписчика, никакой ответственности он не понесет. Кстати, в этом году официально разрешено использовать в переписи административные данные – это лишь пол и возраст, и при подсчете численности населения мы никого не потеряем, а вот другой важной информации недоберем. У нас пока нет понимания того, что государство – это мы, и перепись проводится прежде всего в наших интересах. Не перепишемся сегодня – не будем жить лучше завтра.

– О чем будут спрашивать нас переписчики?
– В 2008 году уже была проведена пробная перепись в Петроградском районе, в ее рамках апробировались вопросы, и в итоге наиболее трудоемкие из них убрали. К примеру, на вопрос: “В какой отрасли вы работаете?” затруднялись ответить 80 процентов, а когда спрашивали про вид деятельности, народ просто вставал в тупик. Переписных листов будет два: лист “Л” – с общими вопросами (пол, возраст, национальная принадлежность и т. д.) – и лист “П” – с вопросами по условиям проживания (площадь квартиры, из чего построен дом, есть ли санузел и т. д.). Это поможет собрать информацию о жилом фонде, в котором проживает население. Всего в листах будет 12 вопросов и 13 подвопросов, и на их заполнение уйдет от 5 до 40 минут. Кстати, вы, а точнее переписчик с ваших слов, можете заполнить листы за всех членов семьи.

– А как насчет сохранения конфиденциальности информации?

– Государство никак не вторгается в нашу частную жизнь, и, в отличие от 1989 года, переписи 2002 и 2010 годов проводятся без упоминания ФИО. Адреса и фамилии будут использоваться только при формировании списков для переписчиков, потом эта информация отрывается и уничтожается. В обработку идут только обезличенные данные. Сразу скажу, что никто не будет спрашивать и о размерах дохода – вопросы будут касаться лишь их источников. То есть у вас просто спросят “На что вы существуете?” – на зарплату, стипендию и т. п. Я думаю, никаких секретных данных здесь никто не раскроет.

– Попадут ли под перепись населения иногородние и те, кто вовсе не имеет места жительства?
– Если люди приехали в гости из другого города, то их перепишут по месту их непосредственного проживания. А если иногородние живут в Петербурге более года, тогда их будут переписывать здесь. Что касается бомжей – это наш народ, и мы должны его переписать. Они будут переписываться непосредственно переписчиками, а в целях безопасности будут привлечены силы ГУВД. Мы уже сейчас собираем сведения о местах сборища бомжей. Специальная упрощенная форма переписного листа разработана и для гастрабайтеров. Те из них, кто официально зарегистрирован, будут с сопровождающими группами приезжать на стационарные переписные пункты. А с нелегалами та же история, что с бомжами – будем ходить по “злачным” местам с милицией. Кстати, без сопровождения милиции ни один переписчик не войдет и в опасную квартиру – их списки составляются совместно с ГУВД.

А переписчик ли за дверью?

В Петербурге переписчиками будут работать свыше 20 тысяч человек, причем порядка 70 процентов из них – студенты. Каждый переписчик обязан будет иметь при себе:

– специальное удостоверение с несколькими степенями защиты;
– паспорт;
– шарф и портфель синего цвета с эмблемой переписи.

Чтобы еще больше обезопасить себя, вы можете спросить у переписчика телефон стационарного пункта, позвонить туда и узнать, работает ли этот человек у них и работает ли он именно в вашем доме.

России важен каждый!

Фестиваль “Перепись” прошел в Александровском саду 19 июня. Таким оригинальным образом РОССТАТ решил проинформировать горожан о предстоящей переписи населения. В течение трех часов перед петербуржцами выступали музыкальные коллективы, в том числе и популярная среди молодежи группа “Руки вверх”, проводились викторины, розыгрыши и конкурсы. Кроме того, собравшиеся на праздник услышали специальный “Гимн переписи”, призыв которого звучит так: “Давай узнаем, сколько нас, – России важен каждый!”

Сидите дома, пока не посчитают

В США, Италии, Великобритании и Чехии за неучастие в переписи населения предусмотрен штраф примерно в 100 долларов.

В Турции в день переписи всем жителям страны запрещается выходить из дома до прихода переписчика. В Аргентине и Чили предписывается наглухо закрыть и двери всех увеселительных заведений, магазинов, ресторанов и предприятий сферы услуг. А в Боливии вдобавок закрывают границы, отменяют движение поездов и общественного транспорта.

Уклонившийся от последней переписи в Китае (в 2000 году) либо сообщивший о себе ложные сведения рисковал оказаться за решеткой на несколько месяцев.

Голландия, Финляндия, Швеция проводят перепись, не задавая вопросы каждому человеку, а обращаясь к данным государственного регистра населения.

Сказки о душах

В 1718 году царь Петр издал указ “взять сказки (списки) у всех, чтобы правдивые принесли, сколько у кого, в которой деревне душ мужеского пола…”. Эти списки затем были подвергнуты проверке – “ревизии”. С тех пор учеты населения стали называться “ревизиями” и проводились до отмены крепостного права. Именно ревизские “сказки” легли в основу сюжета гоголевских “Мертвых душ”.

В 1897 году была проведена первая перепись населения Российской империи. При заполнении переписных листов на вопрос об имени и отчестве жены мужики из деревень отвечали: “Буду я величать ее! Баба так и есть, и нет ей больше названия”. А Николай II в графе “род занятий” скромно указал: “хозяин земли русской”, а его супруга – “хозяйка земли русской”.

В 1926 году советское правительство провело первую Всесоюзную перепись. Вот что писали газеты того времени: “По данным переписчиков, в Ленинграде перепись идет хорошо, однако многие жены, в отсутствие мужей, не могут сказать, где они работают. Оказалось много семей с двумя женами: зарегистрированными и фактическими, но те и другие энергично доказывали счетчикам, что именно они и есть настоящие. Некоторые даже приходили в переписные бюро жаловаться на счетчиков, что они не вносили их в карточки как жен. Больными вопросами оказались вопросы о брачном состоянии, о жилой площади и о возрасте у женщин”.