Русские артисты «Цирка дю Солей» не хотят возвращаться домой

Знаменитый «Цирк дю Солей», гастроли которого вот-вот начнутся в Петербурге, вполне можно сравнить с футбольным клубом «Челси». Канадский цирк, равно как и детище Романа Абрамовича, – это то самое хлебное место, куда мечтают попасть таланты со всего мира. Среди артистов цирка в последнее время все чаще звучит русская речь. Бывшие российские спортсмены и циркачи бросают все, чтобы колесить по миру под канадским флагом.

         “Цирк дю Солей” (переводится с французского как “Цирк Солнца”) называют “роддомом идей” и “завтрашним днем мировой индустрии развлечений”. В этом “роддоме” прекрасно себя чувствуют около 350 русскоязычных артистов. К слову, всего в “Цирке дю Солей” 1,5 тысячи исполнителей. А в “Алегрии” – одной из 20 постановок цирка – среди полусотни выступающих на сцене артистов почти тридцать – из стран бывшего СССР.

– В России потрясающие традиции акробатики и циркового искусства, – объясняет “обилие” русских Мишель Лаприс, креативный директор номера, который “Цирк дю Солей” показывал на “Алых парусах”. – У вас своя уникальная цирковая школа, а потому русских артистов легко можно разглядеть среди других. Влияние ваших соотечественников на “Цирк дю Солей” сложно переоценить. Мы уважаем то, что они делают. К тому же русские прекрасно вписываются в наш цирк. В основе их ДНК – любопытство путешественника. Нам это нравится.
Слова Мишеля Лаприса не пустая формальность. Русским артистам в Канаде создают такие условия, о которых они раньше лишь робко мечтали.

Роману Калаеву – 32 года. Раньше он был спортсменом: прыгал на батуте и искренне думал, что дальше родного Воронежа уже никуда не выберется. Когда спортивная карьера закончилась, его пригласили работать в местный цирк. Несколько лет, проведенные там, нелегко дались бывшему спортсмену.

Все изменилось, когда Роман Калаев узнал о “канадском счастье”. Записав свои выступления на видео, он послал их в “Цирк дю Солей”. Через два месяца его пригласили туда работать воздушным гимнастом. И вот уже три года бывший житель Воронежа колесит по всему миру. Находясь на гастролях, он живет не в старых гостиницах, а в четырех-, пятизвездочных отелях. Бывает, вежливые портье и красивые номера ему надоедают до зубовного скрежета. Тогда Роману Калаеву и его семье цирк снимает трехкомнатную квартиру. Апартаменты должны находиться в центре того города, где проходят гастроли, рядом – только лучшие рестораны, супермаркеты. Шум дороги ни в коем случае не должен мешать уставшему циркачу, а потому окна квартиры просто обязаны выходить во двор. Привыкнув к такой заботе, Роман Калаев пока не торопится возвращаться в родной цирк, который он почему-то упорно называет советским… К тому же скоро его дочь пойдет в школу. А ведь вместе с артистами “Цирка дю Солей” из страны в страну ездят учителя. Они занимаются с детьми циркачей всеми общеобразовательными предметами. Правда, обучение ведется только на английском и французском языках. Зато, как говорит Калаев, ребенок всегда рядом. А вот российские цирки о своей школе для детей пока и не думают.

– Да, работать в канадском цирке очень непросто, – признается Роман Калаев. – У нас постоянные тренировки, мы проводим по 8 часов на работе, но это того стоит. К тому же после каждого города мы 2 недели отдыхаем и приводим себя в норму. Никто не заставляет нас работать из последних сил.

Ольга Вавренюк, блиставшая в номере, показанном на “Алых парусах”, в прошлом украинская гимнастка. В 16 лет она получила травму. На спортивной карьере был поставлен крест. Восстановившись, девушка стала самостоятельно тренироваться и через некоторое время ее пригласили работать в Киевский цирк. Ольга, может быть, и согласилась бы, но тут услышала, что в столицу Украины с гастролями приезжает “Цирк дю Солей”. Набравшись храбрости, девушка отправилась на кастинг. Гимнастку, проделывающую сложные трюки, тут же взяли на работу. В первый же день ей оформили страховку.

– Без оформления страховки артиста даже на репетицию не пустят, – говорит Ольга Вавренюк. – С документами в “Цирке дю Солей” вообще отлично умеют работать. Мы все подписываем контракт, в котором указана фиксированная заработная плата в год. Все артисты прекрасно знают, сколько денег они получат. Нет никакой неопределенности. И это помогает работать.

Сколько получают артисты самого знаменитого цирка в мире – тайна за семью печатями. Но у многих гимнастов на запястьях дорогие часы, почти все прогуливаются в стильной одежде ведущих марок. В российских же цирках многие артисты живут совсем по другим законам.

– Акробаты в России получают в среднем 20-25 тысяч рублей в месяц. А когда репетируют новую программу и не выступают, то могут рассчитывать на 5-7 тысяч рублей, -рассказывает “МК” в Питере” руководитель номера “Акробаты с подкидными досками” Большого московского цирка на проспекте Вернадского Анатолий Рубан. – Не всегда все хорошо обстоит и со страховкой гимнастов. Случается, что цирковым говорят: мол, сам сломался, сам и лечись. Я как-то попал в больницу. Штырь в разбитую ногу мне приобрел цирк. Но обезболивающее покупала жена…

Как утверждают артисты канадского цирка, им такое не грозит даже в страшном сне. Более того, если гимнасту вдруг надоело рисковать жизнью под самым куполом, он вполне может сменить поприще. В “Цирке дю Солей” открыты курсы, где специалисты подбирают бывшим артистам новую работу. Кому-то могут предложить тренерскую должность, других отправляют трудиться в офис. С третьими долго беседует психолог, пытаясь разобраться, что именно не нравится артисту.

– У нас регулярно проводят специальные собрания, – говорит Ольга Варенюк. – Там мы рассказываем, что именно нас не устраивает в работе. Скажите, где еще мне предложат такие условия? Даже если меня позовут в самый лучший российский цирк, я все равно откажусь. Да, я скучаю по дому, но жить без “Цирка дю Солей” я тоже не могу.

За 7 лет, что бывшая гимнастка Ольга Варенюк работает в канадском цирке, она побывала с гастролями в десятках стран. Она то и дело вставляет в речь английские слова, хотя до работы в “Цирке дю Солей” с трудом понимала язык Шекспира. Она так редко бывает на Украине, что уже забывает название многих улиц города. Поэтому гастроли в “братскую Россию” приняла как подарок.

– Когда нам сказали, что мы едем в Петербург, все русские были абсолютно счастливы, – улыбается Ольга Варенюк. – Впрочем, и иностранцы были довольны. Всем интересно, как сейчас живет Россия. Когда мы выступали на “Алых парусах”, я волновалась, как никогда в жизни. Я не могла даже улыбаться. Вышла на сцену и увидела, что кругом все свои, все русские. И я одна из них. Это такое… responsibility… Как это по-русски? А! Ответственность, большая ответственность – выступать перед своими.
Понравилось в России и Мишелю Лапрису. После того как он придумал номер для выступления “Цирка дю Солей” на “Евровидении” в Москве, его тянет в Россию магнитом.

– Я не могу объяснить этого, но мне очень нравится работать в вашей стране, – говорит Мишель Лаприс. – Здесь происходят совершенно необъяснимые вещи. Например, все наши артисты вдруг начинают лучше друг к другу относиться. Все становятся очень дружелюбны. И вообще, у нашего цирка и российской публики настоящая любовная история.

Впрочем, даже “любовная история” не задержит в Петербурге русских артистов “Цирка дю Солей” дольше положенного срока. В начале августа гастроли закончатся, они уедут в Казань, а потом и вовсе покинут Россию. Ведь свое будущее русские циркачи видят на аренах Европы и США. И о российских цирках, где акробаты привыкли рисковать жизнью с полупустыми карманами, они пока не мечтают.

Наши в “Цирке дю Солей”:

– тренеры: Борис Верховский, Андрей Лев, Александр Моисеев, Константин Бесчетный, (руководитель и создатель номера “Вольтиж”, получил за него Гран-при в Монте-Карло, будучи послан туда от имени “Цирка дю Солей”);
– клоуны: Вячеслав Полунин, Сергей Шашелев, Николай Терентьев, дуэт Валерий Кефт – Леонид Лейкин;
– акробаты: братья Арнаутовы, Олег Кантемиров, Алексей Твеленев;
– жонглер: Виктор Ки (Киктев);
– спортсмены-призеры чемпионатов мира и Европы по спортивной акробатике Алексей Любезный и Анатолий Боровиков из Белоруссии, двукратный чемпион мира по акробатике Евгений Иванов.

“Цирк дю Солей” кардинально отличается от своих “собратьев”

– Запрет на животных. Канадский цирк отказался от использования дрессированных животных.
– Нестандартная хореография. Визитной карточкой цирка считаются крайне сложные прыжки нескольких акробатов на батутной перекрестной дорожке под музыку. Издали это напоминает узоры, которые видны, скажем, в калейдоскопе. Кроме того, по всему миру известен номер “Танец на проволоке”, который так же будет показан в Петербурге.
– Изобретение новых технологий. Во время одного из шоу на сценическом пространстве устанавливают семь независимых платформ: основная площадка может вставать на дыбы и вращаться в трех измерениях на огромном рычаге, снизу выныривают и снова исчезают пять столбов, по которым прыгают акробаты, а глубоко внизу невидимая публике страховочная сетка предохраняет пикирующих сверху артистов.