В скором времени россиянам предстоят безальтернативный переход на прямое урегулирование убытков по ОСАГО (получение выплат в собственной страховой компании), а в чуть более отдаленной перспективе – повышение тарифов по ОСАГО.
Кризисные итоги
Из всех новостей, которые обсуждались в середине июня на международной конференции “Страхование-2010 в России. Текущее состояние и перспективы развития” именно эти две имеют самое непосредственное отношение к потребителям страховых услуг.
По заявлению выступившего на конференции замминистра финансов России Алексея Саватюгина, кризис отразился на страховом рынке страны, однако реальные итоги оказались лучше прогнозов.
По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), в 2010 году страховой рынок России продолжал концентрироваться вокруг крупнейших компаний и освобождаться от слабейших. Если в конце 2009 года в страхнадзоре были зарегистрированы 852 страховые организации (702 страховые компании, 5 обществ взаимного страхования и 144 страховых брокера), то к 31 марта 2010-го их общее количество уменьшилось до 843 (685 СК, 6 ОВС и 152 брокера). Комментарии таковы: компании-неудачники уходят с рынка; брокеров тоже не становится больше, зато многих из них обуяло желание получить лицензию и тем самым повысить степень своей легитимности.
С начала 2009 года начал снижаться размер совокупного уставного капитала российских страховых компаний – с рекордных 155 млрд рублей в 1-м квартале 2009-го до 147,1 млрд к 1-му кв. 2010-го. Зато средний размер уставного капитала в расчете на одну компанию вырос (сейчас – 214,7 млн руб.).
Сами страховщики признают, что любой из этих показателей в мировом масштабе крайне мал. Поэтому принято решение еще увеличить уставные капиталы – к 1 января 2012 года. Понятно, что часть несправившихся с этой задачей компаний уйдет с рынка, кому-то придется объединяться (пока в России единицы таких примеров) либо продаться лидерам рынка (это происходит гораздо чаще).
На данный момент, говорит зам. руководителя ФССН Людмила Сенькина, большинство страховых компаний не соответствуют требованиям 2012 года к размеру уставного капитала. Среди компаний, занимающихся страхованием жизни, требованиям удовлетворяют только 6 (64 – не соответствуют), среди занимающихся другими видами страхования соответствуют 93 и не соответствуют 217. Впрочем, полтора года – достаточный срок, чтобы исправить положение.
Наглядным показателем состояния рынка является соотношение премий, собранных страховщиками, и страховых выплат. Принято считать, что расходы на ведение дела (РВД) у российских страховщиков никак не могут быть меньше 20%: примерно 10% уходит на комиссионные агентам, еще минимум 10% на работу офиса. В экономически развитых странах считается обычным порядок, при котором страховщики выплачивают по полисам порядка 70 – 80% от суммы сборов. В России обычно выплаты 55 – 60% от сборов считались рекордом, а компания, которая столько выплачивала, – образцом альтруизма и любви к клиентам.
По данным ФССН, в последние 2 года дело со сборами и выплатами обстояло так:
Как видно, объем сборов в 2009 году превышал докризисный уровень – а затем то же самое произошло с объемом выплат. Коэффициент выплат (даже если не принимать в расчет традиционно выплатные концы года) установился на весьма высоком уровне. Экономические кризисы – это вообще периоды повышенных выплат. Возможно, в расчете на надежность выплат клиенты весь прошлый год перетекали в мощные федеральные страховые компании: по данным ФССН, более 61% полисов личного страхования были проданы компаниями, входящими в первую десятку рейтинга. На них же приходится и 60% всех выплат.
ОСАГО добавят обязательное ПВУ
Основной новостью рынка ОСАГО является предстоящее в скором времени безальтернативное введение прямого возмещения убытков (ПВУ), при котором пострадавший обращается за выплатой в свою собственную страховую компанию. На данный момент доля обращений по ПВУ составляет, по данным ФССН, 11,5% от общего числа, а по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), еще больше – порядка 20%.
Проблема в том, что до самого последнего времени дисциплина автостраховщиков при прямом возмещении убытков непрерывно падала. По сообщению начальника Управления экономики и статистики ООО “РСА-Клиринг” Евгения Васильева, с начала действия ПВУ (1 марта 2009 года) до конца мая 2010-го управление было вынуждено 96 раз списывать средства с гарантийных депозитов компаний – членов соглашения о ПВУ. Общая сумма списаний оставила за 15 месяцев 53,3 млн рублей. Также РСА исключил из соглашения 12 компаний. За первые 5 месяцев 2010 года РСА получил 66 жалоб на нарушения при осуществлении выплат и оштрафовал 22 компании, а под угрозой штрафа пребывали еще 40.
Пока страховщики выясняют отношения между собой, водители вынуждены по 2 – 2,5 месяца ждать выплат по ОСАГО.
Согласно соглашению о ПВУ, компании-нарушители облагаются штрафом в размере, эквивалентном $1 тыс., однако такая санкция не дисциплинируют автостраховщиков. Поэтому эксперты пока что советуют водителям напрямую обращаться к страховой компании виновника ДТП.
И, тем не менее, политическое решение об обязательном переходе на ПВУ принято. Евгений Васильев (“РСА-Клиринг”) уверен, что всеобщее внедрение ПВУ принесет страхователям пользу, особенно если лишить страховые компании нескольких имеющихся у них прав на отказ в выплатах. Прежде всего, это право требовать проведения повторной независимой экспертизы. Тогда, убежден эксперт, срок удовлетворения претензий сократится до 1 месяца, сократятся расходы на экспертизу, сократится количество отказов и, соответственно, жалоб на отказы. Кроме того, освободившись от этих забот, РСА будет лучше бороться с мошенниками, так как у его сотрудников появятся силы и время на отслеживание случаев введения в информационную систему ПВУ данных об одинаковых убытках (такое бывает, если кто-то пытается получить выплату по одному ДТП в двух страховых компаниях).
По ОСАГО заплатят больше
Президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин сообщил о законопроекте Минфина, согласно которому размеры выплат по ОСАГО должны возрасти – до 500 тыс. рублей на каждого пострадавшего для компенсации вреда жизни и здоровью и до 200 тыс. – для компенсации вреда, причиненного автомобилю. Сейчас эти суммы составляют соответственно 160 тыс. и 120 тыс. рублей в расчете на одного пострадавшего.
Ранее сообщалось, что увеличение лимита приведет к тому, что тариф по ОСАГО жизни повысится примерно на 30%.
Замминистра финансов Алексей Саватюгин заявил, что Минфин теперь готов обсуждать со страховщиками возможность увеличения тарифов по ОСАГО. “Мы долго просили у страхового сообщества статистику и, наконец, получили ее. Пора открывать дискуссию о тарифах”, – сказал он. По словам замминистра, “изменение тарифов надо увязывать с увеличением ответственности страховых компаний по жизни, имуществу и увеличением ответственности вообще”.
Предложенный Минфином законопроект также вводит новые правила страховых выплат “на лечение”. Если сейчас выплата потерпевшему производится после прохождения лечения, то по новым правилам он сможет рассчитывать на авансовый платеж. Для его получения понадобится справка о ДТП и справка из медицинского учреждения о диагнозе. Потом, если стоимость лечения превысит размер авансового платежа, потерпевший получит дополнительные средства.
При этом Саватюгин пока не готов говорить о повышении лимита выплаты за погибшего в ДТП до “авиационных” 2 млн рублей. По его мнению, это повлекло бы за собой очень серьезное повышение страхового тарифа.
КАСКО и ОСАГО ищут симбиоза
Горячий спор на конференции разгорелся вокруг весьма распространенной схемы, когда страховые компании, возместив своему клиенту (обладателю двух полисов – КАСКО и ОСАГО) ущерб по ОСАГО, затем пытаются получить с компании виновника суброгацию под предлогом того, что после дополнительной экспертизы обнаружены новые повреждения. Но страховщик виновника ДТП отказывается платить по такой суброгации. Кто здесь действует правильно, а кто нет – сами страховщики на конференции так и не смогли прийти к единому мнению.
Руководитель Северо-Западного представительства Всероссийского союза страховщиков и РСА Петр Щербаков порекомендовал обладателям обоих полисов, попавшим в ДТП, всегда первоначально пытаться получать выплату по КАСКО – и сумма будет больше, и выплата произойдет быстрее.
В свою очередь, директор Северо-Западной дирекции СК “ЭРГО Русь” Андрей Знаменский предполагает, что после введения в ОСАГО обязательного прямого урегулирования страхователям нужно будет покупать автогражданку и КАСКО в одной компании – чтобы той было легче комбинировать достоинства обоих видов страхования. А выбирая такую компанию, говорит он, следует ориентироваться на качество выплат по ОСАГО, так как не исключено, что компания обяжет владельца обоих полисов требовать выплату сначала по ОСАГО.