Никто не знает, сколько нужно денег на Орловский тоннель

Во время Экономического форума власти Петербурга объявили, что по двум крупнейшим проектам – Орловскому тоннелю и Западному скоростному диаметру – достигнуты все необходимые договоренности с инвесторами. Однако, когда Online812 стал выяснять подробности, оказалось, что соглашения с инвесторами есть, но полной ясности по обоим проектам еще нет. По тоннелю нет финального технического решения, а по ЗСД – финансового

          К форуму было приурочено долгожданное подписание концессионного соглашения города с ООО “Невская концессионная компания”, которой на паритетных началах владеют французский строительный гигант Vinci и группа транспортно-логистических компаний First Quantum. Эта группа известна тем, что строит пассажирский терминал “Морской фасад” на Васильевском острове и близка к депутату Госдумы Виталию Южилину.

Во время подписания соглашения петербургские чиновники сообщили, что тоннель позволит пропускать 60 тысяч машин в сутки. А вице-губернатор Юрий Молчанов говорил, что  переправа обойдется участникам консорциума (это Невская концессионная компания, бюджет Петербурга и Инвестиционный фонд России) в 44,7 миллиарда рублей. Однако сами частные инвесторы советуют не торопиться с оценками. “Вначале надо выработать техническое решение, потом сделать проект, отдать его в Главгосэкспертизу, а вот только после получения ее одобрения – решать сколько нужно денег”, – говорит представитель “Морского фасада” Александр Шимберг.

По его словам, окончательно не определена и конфигурация тоннеля: “Пока просчитываются и взвешиваются различные варианты. Это и одна труба, и две, и рядом друг с другом, и одна над другой двумя этажами. Диаметр  пока  тоже не ясен. Мы работаем, решение должно быть идеальным по соотношению таких факторов, как цена, качество и пропускная способность”.

Техническое решение должно быть найдено в августе, и только тогда начнется проектирование. А если Главгосэкспертиза выдаст заключение только в мае 2011 года, то неудивительно, что пока конечную стоимость проекта не знает никто, поскольку нельзя прогнозировать, сколько будут через год стоить сталь и стройматериалы.

Что касается Западного скоростного диаметра, то после того, как в 2008 году компании алюминиевого магната Олега Дерипаски фактически вышли из проекта, платная скоростная дорога осталась без финансирования. На форуме глава Сбербанка РФ Герман Греф сообщил, что его банк готов кредитовать ЗСД на сумму до 60 миллиардов рублей. Причем какая-то часть этих денег может быть направлена на выкуп облигаций, который собирается выпускать ОАО “ЗСД”. Премьер Владимир Путин весной распорядился гарантировать погашение этих облигаций средствами федерального бюджета, то есть если ЗСД не сможет платить, за него расплатится государство. Всего таких госгарантий выделено на 25 миллиардов рублей, и предполагалось, что в этом году ЗСД продаст бумаг на сумму 12,5 миллиарда.

“Не ждите, что Сбербанк купит все эти бумаги. Может быть, купит, а может быть, частично, а может быть, и вообще не купит, а будет кредит. Все обсуждается. Неизвестно, выгодно ли это Сбербанку, да и нам надо получить процентную ставку по облигациям не такую, которую захочет банк-покупатель, а низкую и выгодную для нас”, – говорит один из чиновников в финансово-экономическом блоке Смольного. По его мнению, слова Грефа о 60 миллиардах – это “не чек в магазине”, а объяснение потенциальных возможностей банка.

Также в “урожай форума” был записан старт фармацевтического кластера – подписание соглашение с четырьмя российскими компаниями о создании производства в Петербурге (“Герофарм”, “Биокад”, “Самсон-мед” и “Неон”). Это замечательно, говорят эксперты, отмечая, впрочем, что им будет очень сложно пробиться с оригинальными препаратами на жестко поделенный и очень закрытый аптечный или госпитальный рынок России и тем более Европы. И то, что в ходе дальнейшей работы по развитию кластера проявится еще много нюансов.