Высокоскоростной поезд «Сапсан» курсирует между Москвой и Петербургом с декабря 2009 года. С бешеной скоростью поезд несется по обычным, ничем не огороженным железным дорогам, и часто сбивает жителей поселков, пытающихся перебежать пути. Происходит ли такое в Европе, где подобные поезда ездят уже по нескольку десятков лет?
Жертвы “Сапсана”
Удивительно, но реальной статистики по сбитым “Сапсаном” людям до сих пор нет. В апреле администрация железной дороги сообщала, что количество погибших составляет от 3 до 7 человек. Точных данных как не было, так и нет, а количество жертв неуклонно растет. Так 25 июня “Сапсан”, шедший из Петербурга в Москву, сбил еще одного человека на перегоне Сенеж – Подсолнечная в районе города Солнечногорска.
Жители небольших городков и поселков от Петербурга до Москвы судачат, что поезд “приговорил” уже порядка 50-60 местных. Скорее всего, эта цифра сильно преувеличена – часто к жертвам “птицы” приписывают и погибших под колесами обычных поездов. Основная причина смертей – неогороженные участки пути, через которые люди перебегают по привычке, не рассчитав скорость гиганта. Плюс к этому, поезд двигается сравнительно тихо.
Мы попытались выяснить, происходит ли то же самое в Европе и Японии, лидере высокоскоростных перевозок. Оказалось, что нет – поезда, конечно, попадают в аварии, но, благодаря тому что они по большей части передвигаются по отдельным путям, на большое число попавших под колеса пешеходов никто еще не жаловался. Похоже, что Россия занимает первое место в этом печальном рейтинге.
TGV во Франции
Скоростной поезд TGV в 2007 году был признан самым быстрым поездом в мире, когда на прямом участке новой линии Париж – Страсбург он достиг скорости в 574,8 км/ч (реальная скорость – до 320 км/ч). При этом считается, что максимальная безопасная скорость регулярных пассажирских поездов должна быть на 200 км/ч ниже этого рекорда. Отметим, что Франция наряду с Японией считается самой “скоростной” страной, и единственной, где работают двухэтажные скоростные поезда TGV Duplex, которые возят пассажиров из Парижа через Лион к Средиземному морю.
Безопасность перевозок осуществляется за счет того, что для TGV строятся специальные выделенные трассы LGV, которые позволяют поездам двигаться со скоростью до 320 км/ч. При проектировании планировалось, что на LGV поезда вообще не будут иметь ограничений по скорости, но при эксплуатации был установлен предел в 250 км/ч, который впоследствии был доведен до 320 км/ч. Поезда TGV также могут двигаться и по обычным железнодорожным линиями со скоростью не выше 220 км/ч.
Хотя поезда эксплуатируются с 70-х годов, аварий с их участием практически не было зафиксировано. За все время эксплуатации TGV на линии LGV поезда три раза сходили с рельсов на скорости свыше 270 км/ч, но при этом, благодаря инженерным решениям, ни один вагон не опрокинулся. На обычной железной дороге (не скоростной) высокоскоростной поезд попадал в несколько аварий с человеческими жертвами, в основном, на железнодорожных переездах.
Единственный курьезный случай с поездом произошел в 2009 году, когда TGV проехал над 19-летним французом, уснувшим на железнодорожных путях. По пути из Парижа машинист заметил лежащего на животе между рельсами человека, и попытался затормозить, но не успел. Остановив поезд, машинист сбегал назад проверить, жив ли юноша, и обнаружил его спящим, без каких-либо повреждений. Молодого человека не смогли разбудить и прибывшие на место происшествия спасатели, которые забрали его в одну из местных больниц. Почему он спал на рельсах, так и осталось загадкой. Единственной ниточкой в следствии оказался обнаруженный у него в кармане входной билет на музыкальный фестиваль, завершившийся утром неподалеку от этого места.
Японский Shinkansen
До рекорда, установленного TGV, самым быстрым поездом считался “Синкансен”. В апреле 1999 года он пронесся по японской “железке” со скоростью 552 км/ч. Первый рейс Shinkansen совершил в 1964 году на линии Токио – Осака. В те времена он развивал скорость до 220-230 км/ч. На сегодняшний день его средняя скорость достигает 300 км/ч.
“Синкансены” летают по отдельным железнодорожным веткам, которые по своим техническим характеристикам мало чем отличаются от обычных. Однако осторожные японцы стараются не “перемешивать” на железной дороге поезда с разной скоростью.
Самым удивительным в поездах серии является их внешность. Вытянутые вагоны вместе с носовой частью длиной 15 метров, которая позволяет создать необходимую аэродинамику, напоминают космические корабли или пули.
На некоторых участках пути самый скоростной тип “Синкансена” – “нозоми” развивает скорость до 500 км/ч и делает остановки только в крупных населенных пунктах. Второй по скорости тип “хикари” останавливается и на промежуточных станциях, а самый медленный “кодоми” (скорость 200 км/ч, при прохождении через населенные пункты – 110 км/ч) – на всех станциях. Поездом часто пользуются японцы, чтобы добраться до работы. Именно это и обеспечивает большую популярность “Синкансена”. Кроме того, поезда отличаются “пунктуальностью”, и редко опаздывают больше чем на 1-4 минуты.
С момента ввода “Синкансена” в эксплуатацию (1964 г.), и до 2007 года на железной дороге не было зафиксировано ни одной аварии со смертельным исходом. Разве что под поезд иногда бросались самоубийцы. В 2007 году в Иокогаме под поезд попали сразу два человека. Один из них скончался на месте (он находился на путях), а другой в момент аварии стоял на платформе и получил травму ноги.
С рельсов поезд сходил только однажды – в 2004 году в 200 километрах от Токио. В момент аварии поезд двигался со скоростью 300 км/ч, а в его десяти вагонах находились 150 пассажиров. Крушение произошло из-за землетрясения магнитудой в 7 баллов по шкале Рихтера. Человеческих жертв не было.
Немецкий ICE
Немецкий высокоскоростной поезд ICE также долгое время считался одним из самых безопасных. Максимальная скорость ICE на специально построенных участках железной дороги составляет 300 км/ч, на стандартных участках – 160 км/ч. На билеты в поезд действует привлекательная система скидок – до 50% при предварительной покупке билета туда-обратно, и до 67% при приобретении с попутчиком. В поездах ICE3 и ICE-T всегда была возможность забронировать места прямо за кабиной машиниста, чтобы можно было смотреть вперед через лобовое стекло.
Самая серьезная катастрофа с поездом произошла 3 июня 1998 на отрезке пути Ганновер-Гамбург. Высокоскоростной ICE 884 “Вильгельмов Конрадов Рентгена” сошел с пути из-за вырвавшейся из-под первого вагона колесной пары. В результате крушения погиб 101 человек, 88 были тяжело ранены.
В 2008 году не менее 25 человек пострадали в результате аварии ICE в туннеле близ города Фульд. Поезд, в котором находилось около 170 пассажиров, врезался в туннеле скоростной трассы Гамбург-Мюнхен в заблудившееся там стадо баранов и сошел с рельсов. Несколько баранов погибли на месте, люди были доставлены в больницы.
Итальянский Pendolino
Итальянский высокоскоростной поезд Pendolino может быть и не самый быстрый (максимальная скорость – 350,8 км/ч), зато очень надежный. Поезд имеет одну отличительную черту конструкции, которая делает его одной из самых продаваемых технологий. Входя в кривую, Пендолино кренится, как мотоциклист при повороте, за счет чего может не снижать скорость. За счет этого поезд может значительно повысить скорость на обычных линиях, вместо того чтобы строить высокоскоростные.
Pendolino “гоняет” в Италии, Великобритании, Чехии, Финляндии, Словении, Испании, Португалии, Швейцарии и Китае. В этом году планируется запустить 4 высокоскоростных поезда марки для сообщения меду Санкт-Петербургом и Хельсинки. Громких катастроф с участием итальянца никогда не было. Только в 2007 году Pendolino сошел с рельсов на скорости в 150 км/ч. В результате аварии, причиной которой послужил дефект рельсов, один человек погиб, а 22 получили ранения.
Китайский “Хэсе”
Китай выпустил свой высокоскоростной поезд совсем недавно – в январе 2010 года. Тогда же пассажирский поезд, который нынче претендует на мировой рекорд скорости, совершил свой первый рейс между городами Ухань и Гуанчжоу. На отдельных участках поезд разгонялся почти до 400 км/ч, а его средняя скорость составила 341 км/ч. В итоге он преодолел маршрут более тысячи километров менее чем за три часа.
При этом Китай планирует развивать соответствующую инфраструктуру, создавая по всей стране сеть скоростных железных дорог. Скептики отмечают, что, несмотря на все усилия железнодорожников, передвигаться по Китаю дешевле и быстрее будет все же самолетами.
Китайский высокоскоростной поезд пока не попадал в аварии, и остается надеяться, что эта статистика сохраниться прежней.